logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.32. Модели рыночной экономики. Социальная рыночная экономика

 

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную эконо­мику. Значительный вклад в теоретическую разработку этой модели внесли представители фрайбургской экономической школы Альфред Мюллер-Армак, Вальтер Ойкен и др. Они сформулировали основные характеристики модели социального рыночного хозяйства.

Во-первых, полагалась бесспорной необходимость свободного ценообразования как механизма экономической координации деятельности потребителей и производителей. Фундаментальным считался не вопрос «Рыночное или плановое хозяйство, капитализм или социализм?», а вопрос «Какой капитализм?».

Во-вторых, экономическая свобода рассматривалась в данной модели как самоценность, а не как инструмент повышения эффективности рынка. Даже если бы социализм оказался более эффективным в производстве товаров, чем рыночная экономика, то последняя все равно была бы предпочтительней, потому что она предоставляет гражданам личную свободу. В этой связи эффективная политика конкуренции является одним из столпов социальной рыночной экономики.

В-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования.

В-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;

либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

проведение политики «открытой экономики». Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;

законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.

В Европе (особенно в ее континентальной части — Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке.

Экономика в Старом свете основана преимущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов — доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.