logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

5.15. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса

 

До сих пор речь шла о спросе со стороны отдельных потребителей, т.е. индивидуальном спросе. Однако на основе результатов индивидуального выбора формируется рыночный спрос спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара. Кривая рыночного спроса получается путем суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса.

На рис. 5.13 изображены кривые индивидуального спроса двух покупателей (D1, D2) и кривая рыночного спроса Dm.

 

                                               

Рис. 5.13. Кривые индивидуального и рыночного спроса

 

Допустим, что при цене 20 ден. ед. за единицу товара величина спроса обоих потребителей равна нулю. По цене 10 ден. ед. первый потребитель по-прежнему не станет ничего покупать, а второй купит 2 ед. товара. Если цена упадет до 1 ден. ед., то первый потребитель купит 10 единиц товара, а второй – 4 ед. Оба потребителя вместе  купят 2 ед. товара при цене 10 ден. ед. и  14 ед.  — при цене  в 1 ден. ед.

Таким образом, кривая рыночного спроса показывает величину спроса  со стороны всех покупателей, которая соответствует каждому уровню цены товара. Обычно для всех товаров кривые индивидуального спроса имеют нисходящий вид. Это характерно и для кривой рыночного спроса, отражающей обратную зависимость между ценой товара и величиной рыночного спроса на него.

На рыночный спрос влияют все факторы, которые определяют индивидуальный спрос, включая цену товара, доход и вкусы потребителей, цены на другие товары. Кроме того, его величина зависит от  количества потребителей, которые желают приобретать товар по каждой из данных цен. В результате изменения числа потребителей кривая рыночного спроса смещается.