logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

1.11. Маржинализм. Неоклассическая экономическая теория

 Однако этот подход был связан с рядом проблем. Главной из них было то, что цены на рынке не обязательно отражали стоимость в ее классическом понимании, поскольку люди часто хотели платить больше за вещь как таковую, а не за затраты. Работы представителей австрийской школы маржинализма Карла Менгера (1840-1921), Ойгена фон Бём-Баверка (1851-1914), Фридриха фон Визера (1851-1926) стали методологической основой для решения этой научной проблемы.

Данная школа характеризуется акцентом на субъективизме и психологизме. В центре анализа — сфера потребления, в то время как к сфере производства существует значительное пренебрежение.

Теория, соединившая два направления экономической теории (классическую теорию и маржинализм) на методологической основе маржинализма, стала называться неоклассической теорией.

Основоположником данного направления в экономической теории является А. Маршалл, основной труд которого «Принципы экономической науки» вышел в свет в 1890 г.

Методологию неоклассической теории легко резюмировать. Покупатели пытаются максимизировать свои выгоды от получения товаров, и они делают это путем увеличения покупок товара до тех пор, пока выгода, получаемая ими от дополнительной единицы, не уравновесится тем, что им приходится отдавать для ее получения. Таким образом они максимизируют суммарную полезность, т.е. удовлетворение, связанное с потреблением товаров и услуг. Данный подход лежит в основе современной теории спроса.

Производители будут производить товары таким образом, чтобы уравновесить издержки производства дополнительной, или предельной единицы с приносимым ею доходом. В результате они максимизируют свою суммарную прибыль. В этом суть современной теории предложения. Соответственно цена товара определяется рынком в результате «уравновешивания» потребностей потребителей и затрат производителей, спроса и предложения.