logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

18.6. Международные кредитные отношения.

Проблемы урегулирования внешней задолженности государств

 

Международный кредит — это движение ссудного капитала между странами. Субъекты стран с относительным избытком капитала предоставляют займы субъектам стран с относительной нехваткой капитала, получая взамен более высокую его доходность, нежели внутри своей страны. Государства могут получать займы от международных организаций на различные цели. Так, Международный валютный фонд предоставляет государствам займы для поддержания их платежных балансов; Международный банк реконструкции и развития предоставляет займы на цели модернизации и развития экономик стран, реструктуризацию их экономических систем, и т.д.

Кроме того, правительство одной страны может получать кредиты от правительства другой страны.

В отличие от международных трансфертов (гуманитарная помощь и т.д.), международный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности — займы предоставляются на определенный срок, по истечении которого их необходимо возвращать с уплатой процентов за пользование средствами.

В результате международных кредитных отношений у страны-заемщика возникает внешний долг, который делится на государственный (если займы получало правительство страны) и частный (займы частных фирм, банков и т.д.). Долг может выражаться в различных формах — в виде векселей, облигаций, других ценных бумаг и долговых обязательств.

По срокам кредитования внешний долг может быть краткосрочным (до 1 года), и долгосрочным (свыше 1 года). Иногда в структуре долгосрочного долга выделяют среднесрочный (1–3 года).

Международный кредит позволяет повышать эффективность использования капитала в рамках мировой экономики и дает возможность странам ускорить темпы своего экономического развития. Однако по мере развития международных кредитных отношений возникают и проблемы, связанные, прежде всего, с накоплением многими странами значительных объемов внешней задолженности.

Всемирный банк выделяет страны:

с высоким уровнем внешней задолженности;

со средним уровнем внешней задолженности;

с низким уровнем внешней задолженности.

Для оценки уровня задолженности используют показатели:

отношение объема валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны страны (в Беларуси в качестве критического принят уровень данного показателя в 55%);

отношение объема внешнего долга к экспорту страны (в Беларуси в качестве критического принят уровень данного показателя в 100%);

отношение текущей стоимости обслуживания внешнего долга к ВВП; отношение текущей стоимости обслуживания долга к объему экспорта (в Беларуси в качестве критического принят уровень данного показателя в 20%) и др.

Страны с высоким уровнем внешней задолженности часто сталкиваются с затруднениями в обслуживании и возврате долгов.

Если займы берутся в иностранной валюте (а для большинства государств, кроме США и стран зоны евро это так), то источником возврата долгов является либо экспорт товаров и услуг, либо новые займы, либо продажа иностранным субъектам имущества внутри страны. Когда данных источников не хватает для возврата долгов, правительство может отказаться от выплаты части или всего внешнего долга. Поскольку принудить суверенное государство к выполнению своих обязательств нелегко, такие явления осложняют процессы нормального функционирования мирового рынка капитала.

Если отказы государств от выплат внешней задолженности принимают массовый характер, мировая экономика сталкивается с кризисами международной задолженности. Подобные кризисы стали распространенным явлением во второй половине ХХ века, преимущественно из-за невозможности возврата займов со стороны развивающихся стран. И в настоящее время наибольший объем внешней задолженности приходится именно на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой.

Характеристика внешней задолженности Республики Беларусь приведена в последнем разделе данной главы.

Путями преодоления кризисов внешней задолженности являются: списание долгов; реструктуризация долгов (продление срока возврата долга с отсрочкой платежей по нему); передача национального имущества иностранным кредиторам в счет уплаты долга и др.

Для облегчения процессов принятия потенциальными кредиторами решений о возможности выдачи займов субъектам той или иной страны существуют международные кредитные рейтинги как оценки вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по обслуживанию внешнего долга.

Данные рейтинги присваиваются различным странам и отдельным субъектам данных стран специализированными институтами (рейтинговыми агентствами), которые проводят всесторонний анализ экономического положения заемщика и оценку надежности выпущенных им долговых обязательств.