logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

2.15. Принцип абсолютных и сравнительных преимуществ

 

Разделение труда и его специализация усиливают  зависимость хозяйств друг от друга и  порождают проблему, связанную с размещением ресурсов. И чем глубже специализация труда, тем сильнее эта взаимозависимость специализированных производителей, каждый из которых не производит и тысячной доли того, что потребляет. Следовательно, для удовлетворения потребностей необходим обмен созданными продуктами, который усиливает эффективность  специализации. Для того чтобы это уяснить, обратимся к примеру.

Предположим, что существует условный  субъект экономики «А». Ему  приходится выбирать между производством товаров Х и У, эффективное производство которых предполагает наличие различных комбинаций ресурсов.

Говорят, что «А» обладает абсолютным преимуществом в производстве товара Х перед другими производителями, если он способен  производить его в большем количестве в расчете на единицу затрат ресурсов.

Абсолютные преимущества могут порождаться естественными причинами — особыми климатическими условиями, например, или быть приобретенными в результате производственной деятельности.

Для «А» выгодно, таким образом, обмениваться товаром Х с  другими субъектами хозяйствования. Д. Рикардо, доказал, что данный принцип является частным случаем реализации принципа сравнительных преимуществ.

Даже если «А» не имеет абсолютных преимуществ перед другими производителями ни в производстве товара Х, ни в производстве товара «У», обмен будет выгоден для него в случае  специализации на товаре,  производство которого обходится ему с наименьшими издержками упущенных возможностей. Другими словами, субъект обладает сравнительными преимуществами по товару, в производстве которого он менее неэффективен, чем другие производители.

Он действует рационально, если специализируется на отдельных видах деятельности и производит больше, чем ему требуется для собственного потребления. Принцип сравнительных преимуществ справедлив как в отношении отдельных работников, так и хозяйственных единиц. Он применим и для экономического анализа торговли между странами: импортируя товары из-за рубежа, стана может выиграть, если она будет при этом специализироваться на производстве продуктов, которые сама выпускает более эффективно.

Таким образом, достижение эффективности в  распределении означает, что индивиды, фирмы, страны специализируется в производстве работ, товаров и услуг таким образом, что каждый максимизирует полученные выгоды по сравнению с понесенными издержками.