logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

12.22. Концепции регулирования бюджетного дефицита

 

Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:  ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование бюджета и функциональный подход к балансированию бюджета.

Концепция ежегодного балансирования бюджета господствовала до Великой депрессии и в современных условиях не применяется. Ее суть состояла в следующем: сальдо государственного бюджета должно  быть сведено к нулю ежегодно. Однако достижение этой цели углубляет колебания экономического цикла. Во время кризиса из-за снижения деловой активности поступления в бюджет сокращаются. Сокращение  в это время государственных расходов ввиду уменьшения налоговых поступлений задержит выход экономики из кризисного состояния. С другой стороны, полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема будет способствовать дальнейшему перегреву экономики.

При реализации концепции балансирования в ходе экономического цикла правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Во время спада снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, тем самым сознательно допускается дефицит бюджета. При буме проводится противоположная политика, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Для того, чтобы эта концепция работала, необходимо, чтобы подъемы и спады в экономическом цикле совпадали во времени, были  одинаковы по глубине, что не соответствует реалиям. Кроме того, практика показывает, что количество дефицитных лет больше количества профицитных, а поэтому бюджетный дефицит увеличивается.

В современных условиях регулирование бюджетных отношений в большинстве стран основывается на концепции функциональных финансов. Согласно ей, основная цель финансового регулирования состоит в  сбалансированности экономики и макроэкономической стабилизации. Задача уменьшения дефицита бюджета отходит на второй план и решается в результате реализации главной задачи — меры, направленные на  развитие производства и полной занятости, обеспечат экономический  рост и  увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

В заключение следует отметить, что отсутствие дефицита бюджета не всегда является признаком здоровой динамично развивающейся экономики. Практика показывает, что в некоторых случаях бюджетный дефицит в размерах, не превышающих 3% от ВВП, вполне приемлем.