logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

4.17. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов

 

Как можно применить теорию спроса и предложения на практике, при исследовании конкретных рыночных ситуаций? Рассмотрим несколько примеров.

Прежде всего, интересно изучить последствия государственного регулирования цен. Правительства разных стран пытаются регулировать рынок, и одним из самых простых способов (но не самым безобидным для экономики) иногда представляется регулирование цен. Государственные чиновники, заключив, что цены на рынке какого-либо товара слишком высоки и раздражают потребителя или слишком низки и приносят убытки производителям, не могут не попытаться их подкорректировать. Способов существует несколько, например административное установление «твердой цены».

На рис. 4.13 изображены графики функций спроса и предложения товара.

 

                                               

Рис. 4.13. Установление фиксированных цен на товар государством

и последствия для рынка.

 

В отсутствие государственного вмешательства рыночное равновесие обеспечивалось при цене Pe и объеме продаж Qe.

Ситуация 1. Допустим, что государственный орган, уполномоченный на соответствующие действия, решил, что более справедливой является цена Р1, и распорядился продавать товар не дороже данного уровня («потолок» цены, выше которого она подняться не может).

Рассмотрим вариант для законопослушных продавцов и покупателей. Не все производители продолжат поставлять свой товар на рынок по цене P1, поскольку им пришлось бы работать себе в убыток. Величина предложения снизится до Q1. Величина спроса вырастет (если, конечно, данный товар относится к разряду нормальных) до уровня Q2 и превысит величину предложения на рынке. Иными словами, появится дефицит товара в размере Q2 – Q1, а следом за ним – необходимость рационировать распределение товара. Самым простым способом рационирования являются очереди: когда товара не хватает на всех, его получают те, кто стоит в очереди первым. Другим способом рационирования является введение нормативов потребления и продаж по правилу «одна штука товара в одни руки» или по талонам.

Теперь рассмотрим вариант для не столь законопослушных граждан. Если цена снизится, то товар исчезнет из официальной продажи и будет продаваться на «черном рынке» по цене, выше назначенной государством и, возможно, большей, чем до введения регулирующих мер, чтобы компенсировать риск наказания за нарушение правил продажи.

Еще одним вариантом поведения рыночных субъектов будет снижение качества товара: произведя большее количество товара менее высокого качества, а значит, более дешевого, фирмы смогут поставить на рынок больше товара.

Ситуация 2. Допустим, что уполномоченный государственный орган решил, что производители несут убытки, потому что цены на какой-либо товар слишком низки. Государство может установить минимальную цену продаж («пол» цены, ниже которого она опуститься не может), например, на уровне Р2. В результате производители значительно увеличат объем выпуска (до Q2). Однако потребителям не требуется такое значительное количество товара, и величина спроса при цене Р2 будет всего Q1. На рынке возникнет излишек товара в размере Q2 – Q1. Не сумев продать весь товар, одни фирмы станут отправлять его на склады, другие – снижать цены, третьи и вовсе разорятся. Государство должно будет либо дотировать фирмы, либо выкупить излишки товара, чтобы каким-то образом избавиться от них, удалив с внутреннего рынка страны. Подобное может сложиться и в результате такой внешнеторговой политики, когда ограничивается импорт (а значит, уменьшается внутреннее предложение, растут цены) и стимулируется экспорт товара. Кроме того, государство, пытаясь стимулировать потребительский спрос, иногда тем или иным образом «заставляет» потребителей покупать товар.

Рассмотрим далее влияние параметров кривых спроса и предложения на распределении налогового бремени. Если спрос на облагаемый налогом товар не является абсолютно неэластичным, то цена продажи товара увеличивается на величину, меньшую величины налога. Налог распределяется в некоторой пропорции между продавцами и покупателями. Рассмотрим, от чего зависят данные изменения.

То, как распределяется налоговое бремя между производителями и потребителями, зависит от наклонов кривых спроса и предложения. На рис. 4.14 изображены относительно пологая кривая спроса и относительно крутая кривая предложения.

 

                                               

 

Рис. 4.14. Распределение налогового бремени при относительно пологом графике спроса и относительно крутом графике предложения.

 

Это означает большую степень изменчивости спроса, чем предложения, при изменении цены. В данном случае цена товара растет значительно слабее, чем величина налога, т.е. большая часть налога выплачивается продавцами, а меньшая — потребителями.

На рис. 4.15 приведена обратная ситуация — относительно крутой график спроса и относительно пологий график предложения. Это означает большую степень изменчивости предложения, чем спроса, при изменении цены. В таком случае большая часть налога перекладывается на потребителей, а не на производителей, так как цена товара вырастет почти на величину налога.                                              

 

Рис. 4.15. Распределение налогового бремени при относительно крутом графике спроса и относительно пологом графике предложения.