logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

4.4. Индивидуальный и рыночный спрос

 

Спрос со стороны отдельного потребителя – это индивидуальный спрос. Все потребители данного товара создают рыночный спрос. На рыночный спрос помимо перечисленных выше факторов, определяющих индивидуальный спрос, влияет также количество потребителей на рынке. Но поскольку при изменении цен и доходов индивидуальный спрос со стороны отдельных потребителей изменяется по-разному (кривые спроса сдвигаются не обязательно параллельно первоначальной кривой спроса), то рыночный спрос нельзя вывести, просто умножив количество потребителей на индивидуальный спрос среднего потребителя. Необходимо арифметически сложить величины спроса, который предъявляют все потребители по каждой из возможных цен. Кривую рыночного спроса можно вывести геометрически, изобразив все кривые индивидуальных спросов потребителей и сложив их по горизонтали (рис. 4.3). Допустим, на рынке имеется всего два потребителя. Кривые их индивидуальных спросов изображены на рис. 4.3а и 4.3б. Предположим, что оба потребителя не пожелали платить за единицу товара 10 денежных единиц. Снижение цены вдвое не заинтересовало первого потребителя, а второй купил первую единицу товара. При падении цены товара до одной денежной единицы первый потребитель купил 4, а второй – 2 единицы товара. Несмотря на то, что графики индивидуальных спросов изображались как прямые линии, график рыночного спроса (рис. 4.3в) принимает вид ломаной кривой: совокупно потребители купили единицу товара по 5 денежных единиц и 6 единиц – по цене в одну денежную единицу.

 

                                       

Рис. 4.3. Суммирование индивидуальных кривых спроса

для  получения кривой  рыночного спроса:

а) спрос для 1-го потребителя; б) спрос для 2-го потребителя; в) рыночный спрос.