3.21. Конкуренция: понятие, виды
Термин «конкуренция» имеет несколько значений.
Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere — сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Отсюда подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; между производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; между потребителями — за лучшие условия покупки благ; между собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.
Однако есть и другое значение термина «конкуренция», применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, — «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка, или типа рыночной структуры.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая из них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции.
Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.
Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на производство товара или услуги, государственная лицензия, патент, контроль над стратегическими ресурсами) и экономическими (реклама, экономические преимущества крупного производства и др.). На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся на рынке цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.
Модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков.
Совершенная конкуренция — это идеальное состояние рынка. Если бы она существовала на рынках всех благ, то экономика достигала бы максимально возможной эффективности. Но в чистом виде подобных рыночных структур практически не бывает. Наиболее соответствуют модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров.
Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.
Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.
- Глава 1
- 1.2. Систематизация экономических отношений
- 1.3. Предмет экономической теории
- 1.4. Функции экономической теории
- 1.5. Разделы экономической теории
- 1.6. Позитивная и нормативная экономическая теория.
- 1.7. Экономические цели общества
- 1.8. Краткий обзор основных научных школ в экономической теории. Экономические взгляды в Древней Греции и Средневековье
- 1.9. Становление экономической науки. Меркантилизм
- 1.10. Классическая политическая экономия
- 1.11. Маржинализм. Неоклассическая экономическая теория
- 1.12. Кейнсианская революция. Неокейнсианство
- 1.13. Макроэкономические школы, основанные на неоклассических традициях
- 1.14. Институционализм. Неоинституционализм
- 1.15. Общелогические приемы экономического анализа
- 1.16. Методы эмпирического и конкретно-экономического анализа
- 1.17. Принципы экономического анализа
- Краткие выводы
- Глава 2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Понятие потребностей
- 2.2. Характеристика потребностей
- 2.3. Понятие ресурсов производства
- 2.4. Характеристика факторов производства
- 2.5. Марксистский подход к классификации факторов производства
- 2.6. Понятие экономических благ
- 2.7. Классификация экономических благ
- 2.8. Понятие вмененных издержек
- 2.9. Фундаментальные вопросы экономического развития
- 2.10. Кривая производственных возможностей экономики
- 2.11. Закон возрастания вмененных издержек
- 2.12. Производство и экономический рост
- 2.13. Понятие и виды экономической эффективности
- 2.14. Разделение труда и специализация
- 2.15. Принцип абсолютных и сравнительных преимуществ
- 2.16. Понятие Парето-эффективности
- Краткие выводы
- Глава 3 экономические системы. Рыночная система хозяйствования
- 3.1. Понятие системы, ее элементы
- 3.2. Структура и инфраструктура экономической системы
- 3.3. Субъекты экономической системы
- 3.4. Экономическая система
- 3.5. Классификация экономических систем
- 3.6. Классификация экономических систем с позиции приоритета форм собственности
- 3.8. Классификация экономических систем по уровню технологического развития и роли тех или иных отраслей в экономике
- 3.9. Цивилизационный подход к экономическому развитию
- 3.10. Понятие собственности
- 3.11. Субъекты и объекты отношений собственности
- 3.12. Структура отношений собственности
- 3.13. Типы и формы собственности
- 3.14. Разгосударствление и приватизация
- 3.15. Особенности приватизационных процессов в Республике Беларусь
- 3.16. Механизм и способы координации действий хозяйствующих субъектов
- 3.17. Типы экономических систем
- 3.18. Понятие «рынок»
- 3.19. Основные черты рынка
- 3.20. Функции рынка
- 3.21. Конкуренция: понятие, виды
- 3.22. Структура рыночной экономики
- 3.23. Экономический кругооборот
- 3.24. Рыночная инфраструктура
- 3.25. «Фиаско рынка». Проблема внешних эффектов
- 3.26. «Фиаско рынка». Проблема производства общественных благ
- 3.27. «Фиаско рынка». Монополизм
- 3.28. «Фиаско рынка». Проблема асимметричности рыночной информации
- 3.29. Политика перераспределения доходов
- 3.30. Макроэкономическая политика
- 3.31. Модели рыночной экономики. Либеральная рыночная экономика
- 3.32. Модели рыночной экономики. Социальная рыночная экономика
- 3.33. Трансформационная экономика
- 3.34. Белорусская экономическая модель
- Краткие выводы
- Глава 4 спрос, предложение и рыночное равновесие
- 4.1. Спрос. Закон спроса
- 4.2. График функции спроса
- 4.3. Неценовые факторы спроса
- 4.4. Индивидуальный и рыночный спрос
- 4.5. Предложение. Закон предложения.
- 4.6. График функции предложения
- 4.7. Неценовые факторы предложения
- 4.8. Рыночное равновесие
- 4.9. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 4.10. Эластичность спроса по цене
- 4.11. Факторы эластичности спроса по цене
- 4.12. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя
- 4.13. Перекрестная эластичность спроса по цене
- 4.14. Эластичность спроса по доходу
- 4.15. Эластичность предложения
- 4.16. Факторы эластичности предложения
- 4.17. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Краткие выводы
- Глава 5 теория поведения потребителя
- 5.1. Полезность. Общая полезность
- 5.2. Предельная полезность. Соотношение предельной и общей полезности
- 5.3. Закон убывающей предельной полезности
- 5.4. Кардиналистский и ординалистский подходы к измерению полезности
- 5.5. Принцип максимизации полезности
- 5.6. Аксиомы (предположения) ординалистского подхода
- 5.7. Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- 5.8. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения
- 5.9. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия
- 5.10. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии
- 5.11. Графическая интерпретация равновесия потребителя
- 5.12. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса
- 5.13. Кривая «доход–потребление». Кривая Энгеля
- 5.14. Эффект дохода и эффект замещения
- 5.15. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
- Краткие выводы
- Глава 6 теория фирмы
- 6.1. Понятие фирмы
- 6.2. Классификации фирм
- 6.3. Организационно-правовые формы предприятий
- 6.4. Понятие производственной функции
- 6.5. Понятия краткосрочного и долгосрочного производственных периодов
- 6.6. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукты фирмы
- 6.7. Закон убывающей предельной производительности
- 6.8. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Понятие «производственной сетки»
- 6.9. Изокванта, ее свойства
- 6.10. Предельная норма технологического замещения
- 6.11. Понятие и классификация издержек
- 6.12. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 6.13. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- 6.14. Минимальный эффективный размер фирм
- 6.15. Минимизация издержек производства
- 6.16. Изокоста
- 6.17. Графическая интерпретация принципа минимизации издержек производства
- 6.18. Доход фирмы
- 6.19. Прибыль фирмы
- 6.20. Максимизация прибыли фирмой: два подхода
- 6.21. Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в краткосрочном периоде
- 6.22. Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в долгосрочном периоде
- 6.23. Максимизация прибыли фирмой–несовершенным конкурентом
- Краткие выводы
- Глава 7 рынки факторов производства и рапределения доходов
- 7.1. Общее в функционировании рынков факторов производства
- 7.1.2 Спрос на рынке факторов производства
- 7.3. Предложение на рынке факторов производства
- 7.4. Равновесный объем отраслевой и рыночный спрос на рынке факторов производства
- 7.5. Минимизация издержек и максимизация прибыли при использовании факторов производства
- 7.6. Сущность рынка труда, его структура и инфраструктура
- 7.7. Спрос и предложение на рынке труда
- 7.2.3 Отраслевой и общенациональный рынок труда
- 7.9. Монопсония на рынке труда
- 7.2.5 Монополия на рынке труда и роль профессиональных союзов
- 7.11. Сущность заработной платы
- 7.12. Формы и системы заработной платы
- 7.13. Капитал как фактор производства
- 7.14. Спрос и предложение капитала
- 7.15. Ссудный капитала и его источники
- 7.16. Спрос и предложение ссудного капитала
- 7.17. Ссудный процент
- 7.18. Номинальная и реальная ставка ссудного процента
- 7.19. Классификация инвестиций
- 7.20. Дисконтирование и чистая приведенная стоимость
- 7.21. Земля как фактор производства
- 7.22. Спрос и предложение земли
- 7.23. Земельная рента
- 7.24. Экономическая рента
- 7.25. Дифференциальная земельная рента
- 7.26. Цена земли
- 7.5. Прибыль как предпринимательский доход
- Глава 8 основные макроэкономические показатели
- 8.1. Национальная экономика и ее общая характеристика.
- 8.2. Система национальных счетов
- 8.3. Понятие валового внутреннего продукта и связанных с ним показателей
- 8.4. Производственный метод расчета ввп
- 8.5. Распределительный метод расчета ввп
- 8.6. Расчет ввп по расходам
- 8.7. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп
- 8.8. Индексы цен и объемов выпуска
- 8.4. Национальное богатство, его состав и структура. Проблемы оценки национального богатства
- Краткие выводы
- Глава 9 Макроэкономическая нестабильность
- 9.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления
- 9.2. Экономическая цикличность
- 9.3. Причины и типы экономических циклов
- 9.4. Современные особенности экономической цикличности
- 9.5. Безработица
- 9.6. Типы безработицы
- 9.7. Определение уровня безработицы
- 9.8. Социально-экономические последствия безработицы
- 9.9. Понятие инфляции
- 9.10. Измерение инфляции
- 9.11. Причины инфляции
- 9.12. Формы инфляции
- 9.13. Инфляция со стороны спроса
- 9.14. Инфляция со стороны издержек
- 9.15. Скрытая (подавленная) инфляция
- 9.16. Социально-экономические последствия инфляции
- 9.17. Макроэкономическое регулирование и макроэкономическая стабилизация
- 9.18 Особенности макроэкономического регулирования в Республике Беларусь
- Краткие выводы
- Глава 10 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения
- 10.1. Кривая совокупного спроса
- 10.2. Неценовые факторы совокупного спроса
- 10.3. Понятие совокупного предложения
- 10.4. Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.5. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
- 10.6. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as
- 10.7. «Эффект храповика»
- 10.8. Изменения в равновесии
- Краткие выводы
- Глава 11 модель совокупных доходов и расходов
- 11.1. Основы классической теории макроэкономического равновесия
- 11.2. Методологические основы кейнсианской теории
- 11.3. Кейнсианская функция потребления. Предельная и средняя склонности к потреблению. График функции потребления
- 11.4. Кейнсианская функция сбережений. Предельная и средняя склонности к сбережению. График функции сбережений
- 11.5. Взаимосвязь функций потребления и сбережений
- 11.6. Функция инвестиций
- 11.7. Мультипликатор инвестиций
- 11.8. Равновесный объем национального выпуска
- 11.9. Парадокс бережливости
- 11.10. Дефляционный и инфляционный разрывы
- 11.11. Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Краткие выводы
- Глава 12 Финансовая система и фискальная политика государства
- 12.1. Финансовые отношения и финансовая система
- 12.2. Принципы построения и структура финансовой системы
- 12.3. Бюджетная система
- 12.4. Понятие государственного бюджета
- 12.5. Принципы составления и функции государственного бюджета
- 12.6. Формирование бюджетных средств
- 12.7. Расходование бюджетных средств
- 12.8. Понятия налоговых систем и налогов
- 12.9. Справедливость налоговой системы
- 12.10.Функции налогов
- 12.11. Элементы налогообложения
- 12.12. Классификация налогов
- 12.13. Налоговое бремя
- 12.14. Кривая Лаффера.
- 12.15. Содержание фискальной политики
- 12.16. Политика государственных расходов
- 12.17. Дискреционная фискальная политика
- 12.18. Недискриционная фискальная политика
- 12.19. Бюджетный дефицит и причины его появления
- 12.20. Государственный долг
- 12.21. Регулирование бюджетного дефицита и способы его покрытия
- 12.22. Концепции регулирования бюджетного дефицита
- Краткие выводы
- Глава 13 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика.
- 13.1. Сущность и функции денег. Эволюция денежного обращения
- 13.2. Предложение денег. Денежная масса. Ликвидность. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Банковский и денежный мультипликаторы
- 13.3. Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Мотив предосторожности. Общий спрос на деньги
- 13.4. Равновесие на денежном рынке
- 13.5. Денежно-кредитная система и ее уровни
- 13.6. Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу
- 13.7. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов
- 13.8. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег»
- 13.9. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика.
- 13.10. Эффективность денежно-кредитной политики
- 13.11. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Краткие выводы
- Глава 14 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is–lm
- 14.1. Равновесие товарного рынка
- 14.2. Кривая «инвестиции–сбережения» (кривая is)
- 14.3. Наклон кривой is
- 14.4. Сдвиг кривой is
- 14.5. Равновесие денежного рынка
- 14.6. Кривая «предпочтение ликвидности–денежная масса» (кривая lm)
- 14.7. Наклон кривой lm
- 14.8. Сдвиг кривой lm
- 14.9. Совместное равновесие двух рынков. Модель is–lm
- 14.10. Относительная эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения
- 14.11. Относительная эффективность денежно-кредитной политики. Стимулирующий эффект
- 14.12. Модель is–lm как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса
- Краткие выводы
- Глава 15 социальная политика государства
- 15.1.Социальная политика и ее функции
- 15.2. Цели и направления социальной политики
- 15.3. Индикаторы уровня жизни
- 15.4. Качество жизни
- 15.5. Минимальный потребительский бюджет
- 15.6. Доходы населения и их классификация
- 15.7. Проблема неравенства в распределении доходов
- 15.8. Измерение степени неравенства доходов
- 15.9. Решение государством проблем, связанных с неравенством доходов
- 15.10. Понятие социальных рисков и основные направления социальной защиты
- Краткие выводы
- Глава 16 экономический рост
- 16.1. Понятие экономического роста
- 16.2. Показатели экономического роста. Экономические цели общества и социальные приоритеты
- 16.3. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, их источники и факторы
- 16.4. Устойчивый и неустойчивый, сбалансированный и несбалансированный экономический рост
- 16.5. Кейнсианские модели экономического роста
- 16.6. Неоклассические модели экономического роста. Производственная функция Кобба–Дугласа
- 16.7. Модель экономического роста Солоу
- Краткие выводы
- Глава 17 современное мировое хозяйство и его структура
- 17.1. Понятия «мировое хозяйство» и «мировая экономика».
- 17.2. Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства
- 17.3. Структура мировой экономики.
- 17.4. Современные тенденции развития мировой экономики. Интернационализация, глобализация, транснационализация
- 17.5. Региональная интеграция и региональные группировки стран
- 17.6. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Краткие выводы
- Глава 18 формы международных экономических отношений
- 18.1. Формы международных экономических отношений.
- 18.2. Международная миграция рабочей силы
- 18.3. Международное движение капитала и технологий
- 18.4. Международные валютные отношения
- 18.5. Платежный баланс и его структура
- 18.6. Международные кредитные отношения.
- 18.7. Современные тенденции развития международных экономических отношений
- 18.8. Участие Республики Беларусь в международных экономических отношениях
- Краткие выводы