logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.21. Конкуренция: понятие, виды

 

Термин «конкуренция» имеет несколько значений.

Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere — сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Отсюда подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; между производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; между потребителями — за лучшие условия покупки благ; между собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.

Однако есть и другое значение термина «конкуренция», применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, — «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка, или типа рыночной структуры.

Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая из них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции.

 

Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.

Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на производство товара или услуги, государственная лицензия, патент, контроль над стратегическими ресурсами) и экономическими (реклама, экономические преимущества крупного производства и др.). На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся на рынке цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.

Модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков.

Совершенная конкуренция — это идеальное состояние рынка. Если бы она существовала на рынках всех благ, то экономика достигала бы максимально возможной эффективности. Но в чистом виде подобных рыночных структур практически не бывает. Наиболее соответствуют модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.

Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров.

Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.