logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

13.10. Эффективность денежно-кредитной политики

 

При оценке эффективности какого-либо инструмента политики выделяют два аспекта: насколько действенно данный инструмент позволяет достигать поставленные цели, и насколько он эффективен по сравнению с другими инструментами.

По поводу эффективности денежно-кредитной политики среди экономистов существуют разногласия. Представители кейнсианского течения экономической науки считают денежно-кредитную политику недостаточно действенной по следующим причинам.

Во-первых, денежно-кредитная политика имеет громоздкий передаточный механизм — действия органов, проводящих мероприятия кредитно-денежного регулирования, проходят много промежуточных этапов и доходят до конечных адресатов — субъектов, принимающих решения, по нескольким каналам. Сложно прогнозировать конечный результат данной политики, так как влияние различных каналов неодинаково как по силе, так и по направленности. Например, увеличение ставки рефинансирования приводит к росту ставки ссудного процента, что снижает привлекательность банковских кредитов и тем самым сокращает оборот денег. Однако одновременно растет привлекательность банковских депозитов, что приводит к увеличению их объемов и тем самым увеличивает денежную базу и оборот денег. Сложно на практике определить точную величину денежного мультипликатора, в результате чего центральные банки не могут гарантированно контролировать денежную массу. Например, при попытке ее сократить может увеличиться скорость обращения денег в экономике, в результате чего меньшее количество денежных единиц будет создавать большее количество «новых» денег в банковской системе (см. формулу 13.4). Субъекты экономики (домохозяйства, фирмы, банки) могут изменить свое поведение таким образом, что проводимая политика не приведет к желаемым результатам.

Во-вторых, денежно-кредитная политика не всегда эффективна, так как субъекты экономики могут слабо реагировать на изменения денежного рынка. Например, кейнсианцы полагают, что в условиях экономического кризиса снижение ставки процента не приводит к адекватному росту инвестиций, и денежно-кредитная политика является «слабым» инструментом.

Вследствие вышеназванных, а также некоторых других причин, кейнсианское течение экономической науки считает фискальную политику более действенным инструментом, нежели денежно-кредитная. В противоположность этому мнению, монетаризм считает денежно-кредитную политику важнейшим и более эффективным инструментом экономической политики по следующим причинам.

Во-первых, решения в сфере денежно-кредитной политики принимаются гораздо быстрее, чем решения относительно изменения налогов и государственных расходов. Бюджет страны обычно утверждается на год вперед, и его изменения требуют длительных согласований. Решения же органов денежно-кредитного регулирования могут приниматься быстро и быстро корректироваться в случае необходимости.

Во-вторых, центральный банк в большинстве стран является относительно независимым органом, в меньшей степени подверженным политическому влиянию, чем, например, правительство и парламент. Ему легче принимать непопулярные среди избирателей решения (например, повысить ставку процента), если это необходимо для регулирования возникающих проблем национальной экономики.

В-третьих, несмотря на всю сложность передаточного механизма, основные взаимосвязи денежного рынка очевидны — политика «дешевых» денег стимулирует экономический рост и занятость, политика «дорогих» денег сдерживает инфляцию. Предсказать общие результаты политики возможно, составление же точных прогнозов является техническим вопросом, зависящим в том числе и от квалифицированной работы соответствующих государственных и научных организаций.

Общей проблемой как фискальной, так и денежно-кредитной политики, являются побочные эффекты, имеющие место при преследовании целей данной политики. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика приводит, кроме желаемого роста объема выпуска и занятости, к нежелательному росту темпов инфляции. Политика «дорогих» денег приводит, кроме подавления инфляции, к снижению объема инвестиций, спроса и, как следствие, к снижению экономической активности и росту безработицы. В краткосрочном периоде денежно-кредитная политика позволяет достигать поставленных целей, но по поводу длительного периода ее эффективность уже не так очевидна.