logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

12.20. Государственный долг

 

Бюджетный дефицит является основной причиной образования государственного долга.

Государственный долг — это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг. Он рассчитывается как сумма прошлых бюджетных дефицитов за минусом прошлых бюджетных излишков. Или, другими словами, это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг — это долг государства населению и предприятиям своей страны, образующийся  в результате заимствования у них денежных средств. Он представляет собой  общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Внешний долг — сумма заемных средств, полученных от иностранных государств и частных лиц, а также международных организаций. Основные участники международной кредитной деятельности: частные компании, ТНК, различные фонды, правительственные органы.

Различают первоначальный долг, равный сумме основного долга без начисленных процентов, и непогашенный долг, состоящий из основной суммы долга и причитающихся процентов.

Следует отметить, что в объемы государственного долга не включается задолженность муниципальных органов власти и внебюджетных фондов.

Насколько серьезны для развития национальной экономики последствия существования  внутреннего и внешнего долга? Все экономисты сходятся во мнении, что наличие значительного внешнего долга является наиболее опасной  проблемой для экономики страны. Для его погашения нация должна предоставить часть своего национального дохода  или расплатиться недвижимостью.  Уменьшение задолженности может осуществляться путем обмена долговых обязательств на облигации или государственные векселя страны-должника, покупки иностранными кредиторами акций стратегических предприятий, находящихся под контролем государства или земельных участков. Рост внешнего государственного долга при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к утрате экономической, а затем и политической независимости государства.

Что касается внутреннего долга, то многие экономисты считают, что умеренный внутренний долг не имеет для экономики тяжелых последствий. Ведь государственный долг —  это задолженность налогоплательщиками, но одновременно и активы граждан — владельцев облигаций. Государственные заимствования являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита, поскольку покупка ценных бумаг означает не увеличение, а изменение структуры совокупного спроса, который переносится с физических и юридических лиц на правительство.

Вместе с тем нельзя умолчать и о негативном влиянии внутреннего государственного долга на экономические процессы.  Во-первых, необходимость его погашения может привести к повышению налогового пресса, в результате чего замедляется рост производства, НТП, занятости.

Во-вторых, крупные процентные платежи по государственному долгу представляют собой бремя, накладываемое на будущие поколения, это взятые наперед налоги. Кроме того, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения.

В-третьих, наличие займов повышает процентную ставку, уменьшает инвестиции и ведет к сокращению основного капитала. Привлекая заемные средства, правительство «снимает» с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы для инвестирования в экономику.