logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

15.9. Решение государством проблем, связанных с неравенством доходов

 

Высокая дифференциация доходов  провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, необходимо перераспределение доходов, которое представляет собой процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости.

Однако это может привести к снижению экономической эффективности   и общему снижению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом  положения бедных.

Утечка из «дырявого ведра» Оукена такова: из каждых 350 долларов, взятых у состоятельных  людей, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. В результате  перераспределительной политики возникает проблема искажений. Количество бедных в результате борьбы с бедностью возрастает, поскольку  выгодно стать бедным и, не работая, получать пособие. С другой стороны, более состоятельные люди  начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государство не собирает средств, необходимых для помощи бедным.

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы  снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

Перераспределительная деятельность в области доходов населения имеет своей конечной целью  обеспечение социальной справедливости. Для этого  государство имеет в запасе значительный арсенал средств. Среди них важнейшее место занимает налоговая политика, инструментами перераспределения которой является дифференциации налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот.

Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике  применяются:

необлагаемый налогом вычет из дохода, который соотносится с принятым в стране прожиточным минимумом  или минимальной заработной платой;

пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10-30%);

прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40-50%).

С этой же целью устанавливаются налоги на имущество, на наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др.

Государство определяет тем самым, кто, в каких объемах и через какие каналы обеспечивает реализацию стабилизирующей функции социальной политики. С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства через налоговую систему, с другой, реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты.

Следовательно, его активность в этой сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые, в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП.

Это предполагает, что объемы социальных выплат должны быть скореллированы с экономическими возможностями государства. В противном случае может возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.

Одним из направлений перераспределения доходов является государственная ценовая политика.

Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен в целях выяснения ее влияния на стоимость жизни. Для этого исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и затем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.

Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде.

Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, а компенсация носит дифференцированный характер. В отличие от индексации, компенсация не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченного населения.

В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп населения, косвенным образом регулируя тем самым их доходы.