logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

10.7. «Эффект храповика»

 

К  разочарованию покупателей, цены не проявляют «склонности» к снижению при падении совокупного спроса, что в первую очередь касается экономики, находящейся на уровне полной или почти полной загрузки факторов производства. Во всяком случае, они снижаются не до первоначального уровня. Такое явление называется «эффектом храповика». (Храповик — механизм, препятствующий движению колеса назад).

Почему же не снижаются цены? Существуют причины, которые обусловливают этот феномен.

Во-первых, значительная часть расходов предпринимателей — это расходы на отплату труда работников, большая часть которых состоит в профсоюзах. Соглашения между ними и работодателями, заключаемые на 2 — 3года, содержат условия о неизменности заработной платы в этом  периоде.

Во-вторых, работодатели опасаются, что снижение номинальной заработной платы обернется снижением производительности труда, в соответствии с принципом «как платят, так и работаем».

В-третьих, многие предприниматели обладают монопольной властью и могут противостоять  снижению цен в период сжатия  спроса. Поэтому они вынуждены предлагать свою продукцию по первоначально установившимся ценам, и, опасаясь убытков, сворачивают объемы производства.        Такая  ситуация изображена на рисунке 10.9.

 

                                       

Рис. 10.9. Эффект храповика.

Предположим, что первоначальное равновесие наблюдалось в точке Е1 при уровне цен Р1 и реальном объеме производства Y1. Поскольку мощности экономики в точке Е1 еще загружены не полностью, правительство проводит политику стимулирования спроса и  добивается установления равновесия при полной занятости в точке Е2 при возросшем уровне цен Р2 и реального ВВП Y2.

При изменении экономической ситуации совокупный спрос может уменьшиться с   AD2 до AD1 . Проблема состоит в том, что при этом макроэкономическое равновесие смещается не в точку Е1, как этого следовало ожидать, а в точку Е3 —  горизон­тальный отрезок кривой совокупного предложения сдвигается вверх от уровня цен Р1 до Р2 . Это ухудшает исходную ситуацию, так как высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с еще более низким объемом реального производства Y3 . Таким образом, подобно тому, как храповик мешает движению колеса назад, так и «эффект храповика» в модели   AD-AS препятствует установлению равновесия в точке Е1 и возвращению цен к первоначально низкому уровню.