logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

7.7. Спрос и предложение на рынке труда

   

       Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес, государство, а также некоммерческие общественные организации; субъектами предложения — домашние хозяйства.

Прежде всего, целесообразно проанализировать предложение труда отдельным работником, после чего рассмотреть кривые отраслевого предложения труда.

Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему «благами» — досугом и потребительскими товарами.

Делая выбор между этими возможностями, домашние хозяйства (они же продавцы труда) сталкиваются с двумя основными ограничениями:

а) ограниченностью времени в сутках;

б) реальной часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.

Если бы работнику, имеющему возможность самостоятельно определять продолжительность своей работы, предложили более высокую реальную почасовую ставку оплаты, то он оказался бы перед выбором.

С одной стороны, работая больше, чем раньше, можно реализовать материальные выгоды, поскольку теперь каждый час работы лучше оплачивается, а каждый час свободного времени означает большие убытки. Велико искушение загрузить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения: рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на возросшую заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой альтернативную стоимость отдыха, поскольку каждый час последнего означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.

С другой стороны, повышение реальной ставки заработной платы дает работнику возможность приобретать больше потребительских благ при неизменном количестве отработанных часов или иметь их в том же количестве, но при меньшей продолжительности рабочего времени. Работник может позволить себе взять неоплачиваемый дополнительный выходной или пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае вступает в действие эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.

Таким образом, повышение реальной ставки зарплаты двояко влияет на выбор между трудом и досугом: а) создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда и стимулируя замену отдыха трудом; б) создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов. Повышение реальных доходов работников подстегивает их к потреблению «нормальных товаров», каковым является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.

При падении реальной зарплаты проявляется еще одна особенность индивидуального предложения на рынке труда. Чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда за счет участия в нем женщин, детей. Многие работники стараются трудоустроиться одновременно в несколько мест, работать на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом замещения при низком доходе.

       Кривая предложения труда отдельным индивидом изображена на рис. 7.2.

 

 

 

Рис. 7.2. Кривая предложения труда отдельным работником

 

От точки А до точки В преобладает эффект замещения, который между точками В и С взаимоуравновешивается с эффектом дохода. Последний преобладает от точки С до точки D, а от точки А до точки Е одерживает верх эффект замещения при низком доходе, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.

Несмотря на то, что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться в сторону оси ординат, в целом на отраслевом рынке труда кривая предложения любого вида труда (по крайней мере, с определенного уровня заработной платы) имеет тенденцию к возрастанию. Отдельный работник может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов.