logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

6.14. Минимальный эффективный размер фирм

 

Уровень средних долгосрочных издержек оказывает непосредственное влияние на определение оптимального размера предприятия.

Минимальным эффективным размером фирмы считается тот наименьший объём производства, при котором достигаются минимальные долгосрочные средние издержки производства. Предприятие, которое не соответствует такому размеру, будет неэффективным по издержкам. Динамика долгосрочных издержек производства и, соответственно, минимально эффективный выпуск зависят от особенностей применяемой технологии, проявляющихся в действии эффекта масштаба. А это значит, что каждая отрасль будет иметь свой минимальный эффективный размер фирмы.

На рис. 6.7а положительный эффект масштаба, определяющий снижение долгосрочных средних издержек, быстро исчерпывает себя, на смену ему приходит отрицательный эффект масштаба. Минимальные средние издержки будут наблюдаться при относительно небольшом выпуске продукции Q*, и отраслевой рынок будет представлен мелкими производителями. Примерами являются некапиталоёмкие производства в сфере розничной торговли, сельского хозяйства, сферы услуг и т.п.

 

 

Рис. 6.7. Долгосрочные средние издержки производства

и минимальный эффективный выпуск.

 

На рис. 6.7б положительный эффект масштаба продолжителен, минимально эффективный выпуск имеет значительные размеры и может быть достигнут только крупными фирмами. Небольшие предприятия, имеющие более высокие издержки производства, окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с данного рынка. В качестве примера можно привести такие капиталоемкие отрасли, как металлургия, автомобилестроение и другие отрасли. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в производстве такой продукции, как часы, зубная паста, молочные и кондитерские изделия.

На рис. 6.7в положительный эффект масштаба производства исчерпывает себя достаточно быстро, но в дальнейшем наблюдается устойчивый постоянный эффект масштаба, и рост средних долгосрочных издержек наблюдается только при достижении очень больших объёмов производства. Это значит, что отраслевой рынок будет представлен фирмами различных размеров. Примерами служат производство продуктов питания, одежды, мебели, продуктов нефтехимии.

С учетом сказанного, можно сделать вывод о том, что минимально эффективный размер фирмы является фактором, определяющим структуру отраслевого рынка.