logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

9.17. Макроэкономическое регулирование и макроэкономическая стабилизация

Комплекс мероприятий макроэкономического регулирования, направленный на стабилизацию экономики, реализуется в ходе осуществления стабилизационной политики государства в направлении достижения полной занятости и потенциально возможного выпуска продукции. Рецептов государственного регулятивного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много.

Вместе с тем общие принципы воздействия на экономическую активность можно свести к следующим положениям: в условиях спада необходимо осуществлять комплекс мер по ее оживлению, т.е. проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема — сдерживающую страхующую экономику от сильного «перегрева».

Другими словами, основной целью макроэкономического регулирования является обеспечение планомерного и наиболее динамичного развития национальной экономики, имеющей как можно меньшую амплитуду колебаний  вокруг линии тренда и как можно большую ее крутизну по отношению к оси абсцисс.

Кроме того, целями макроэкономического регулирования являются сдерживание инфляции и безработицы, достижение паритета платежного баланса страны, а также обеспечение сбалансированного и устойчивого развития рынков факторов производства и потребительского рынка, сфер и отраслей национальной экономики, отдельных регионов и др.

В конечном счете интегрированной целью макроэкономического регулирования выступает достижение оптимальных условий человеческого развития, степень достижения которой в значительной мере отражает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по которому Республика Беларусь находится на 68 месте в мире, опережая все страны СНГ, и входит в группу стран с его высоким уровнем.

Макроэкономическое регулирование в любых его проявлениях должно быть направлено на достижение макроэкономической стабильности.

В переходной экономике макроэкономическая стабилизация является одним из основных блоков системной трансформации, теснейшим образом связанным с такими блоками, как институциональные преобразования и микроэкономическая либерализация. Макростабилизационные достижения во многом зависят от того, как регулируются изменения  в отношениях собственности, какова роль государства в экономике, как обеспечивается становление и развитие института предпринимательства и других институтов в блоке институциональных преобразований.

Не менее существенно и то, насколько динамичны и сбалансированы регуляционные меры по либерализации рынков и внутренних цен, внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, процессов демонополизации и банкротства, регистрации и закрытия фирм, способствования малому и среднему предпринимательству в блоке микроэкономической либерализации. В свою очередь институциональные и микроэкономические преобразования не могут обеспечить положительной экономической динамики вне структурной перестройки экономики, способствующей развитию ее реального сектора, росту ВВП и занятости, а также мер финансового оздоровления, направленного на минимизацию дефицита госбюджета и оптимизацию денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание инфляционных процессов.

Особое значение регулирующая роль государства имеет в периоды экономической трансформации, когда необходимость макроэкономической стабилизации диктуется не только колебаниями делового цикла, но и  необходимостью преодоления  системного кризиса.

Макроэкономическая стабилизация может происходить по модели «шоковой терапии», в варианте резкого финансового оздоровления экономики монетарными методами и по градуалистской модели, в варианте структурно-производственной трансформации экономики, предполагающем синхронизацию процессов развития производственного потенциала и структурной перестройки экономики. Градуализм, не отрицая возможности использования инструментов финансовой стабилизации, во главу угла регулирующих действий государства ставит постепенность преобразований, их социальную адаптированность. В этих условиях целью макрорегулирования является достижение экономического роста на основе структурной перестройки экономики, развития ее реального сектора, наращивания производственного  потенциала, обеспечивающего повышение уровня и качества жизни населения.