logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

12.5. Принципы составления и функции государственного бюджета

 

Основные принципы составления бюджета — это:

полнота;

единство;

реальность;

гласность.

Реализация принципа полноты означает включение в бюджет всех без исключения доходов и расходов правительства. Единство бюджета означает универсальность порядка составления бюджета и бюджетной документации, а также возможность сопоставления частей бюджета между собой. Для этого используется единая бюджетная классификация — группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам: по отраслям государственного управления, хозяйственным признакам и пр. Все суммы доходов и расходов должны быть правдивы, в чем проявляется принцип реальности бюджета. Принцип гласности предполагает наличие возможности открытого обсуждения  бюджета и его утверждение.

Функции государственного бюджета в экономике многогранны, остановимся на важнейших из них. Распределительная (регулирующая) функция бюджета проявляется через формирование и использование бюджетных средств по уровням государственной и территориальной власти  и управления. Основоположником теории и практики реализации регулирующей функции явился Дж. М. Кейнс, который обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы. Манипулирование налогами и государственными расходами в ходе протекания экономических циклов, «легализация» бюджетных дефицитов ознаменовала собой новый подход к вопросам о значении государственных финансов. В настоящее время в развитых странах через бюджеты всех уровней перераспределяется около 50% ВВП.

Функция стимулирования научно-технического процесса означает прямое бюджетное финансирование научных исследований, которые зачастую не могут осуществляться без прямой государственной поддержки. Так, например, расходы на  реализацию проекта «Аполлон», позволившего высадить астронавтов на Луну, составили более 26 млрд. дол. Без финансирования государства данный проект не смогла бы осуществить  ни одна  из существующих корпораций.

Социальная функция бюджета состоит в мобилизации средств и их использовании на реализацию социальных программ. Значение этой функции резко возросло со второй половины 20 века, когда экономика  большинства развитых государств приобрела социальную направленность. Увеличение ассигнований на здравоохранение, образование, социальную защиту сыграли решающую роль в процессе изменения структуры государственных бюджетов стран  и обусловили переход к более высокому качеству жизни их населения.

Реализация контрольной функции государственного бюджета предполагает обязательность контроля со стороны государства за поступлением и расходованием бюджетных средств.