logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

8.2. Система национальных счетов

 

Для измерения результатов функционирования национальной экономики используется система макроэкономических показателей, называемая системой национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов начала создаваться в первой половине ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой. Целью данной системы являлось получение возможности анализа структуры национальной экономики и результативности ее функционирования. Развитие СНС во многом подталкивалось благодаря усилению роли государства в экономике страны, развитию практики макроэкономического регулирования, что требовало наличия информации о состоянии экономики. В СССР в тот же период начала создаваться аналогичная по целям система учета, называемая балансом народного хозяйства (БНХ). Различие состояло в том, что СНС была предназначена для анализа рыночной экономики с преимущественно частной собственностью, а БНХ — для анализа плановой экономики с господствующей государственной собственностью.

В 1953 г. Организация Объединенных Наций одобрила стандартную  СНС, и многие страны мира в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволило производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. В начале 90-х гг. ХХ века в связи с переходом постсоветских республик на рыночный путь развития экономики, начался и переход к использованию системы национальных счетов. В 1993 г. принята пересмотренная версия системы национальных счетов (была разработана совместно ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом). Данная версия системы национальных счетов (СНС-93) внедрена в использование в Республике Беларусь в настоящее время.

В рамках СНС учитываются все виды экономической деятельности людей, к которым относят: производство товаров и услуг для реализации на рынке; оказание финансовых услуг; оказание нерыночных  услуг (т.е. услуг, не продающихся на рынке и не имеющих адекватной рыночной цены) государственными и некоммерческими организациями.

Принципы СНС предполагают расчет обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства. Выделяются стадии: производства, образования доходов, первичного и вторичного распределения доходов (а также перераспределения доходов),  использования доходов на конечное потребление и накопление. Для каждой стадии формируют специальный счет, на котором учитываются все потоки стоимости созданных благ и полученных доходов. Все счета в конечном итоге группируют в систему взаимосвязанных балансовых таблиц (так называемых таблиц национальных счетов), которая наглядно иллюстрирует состояние национальной экономики в исследуемом периоде.

Данные счета разрабатываются в целом по республике, а также по секторам экономики. Сектор экономики — это совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, имеющих сходное экономическое поведение. Выделяют сектора: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, домохозяйства, некоммерческие организации (обслуживающие домохозяйства), остальной мир.

Нефинансовые предприятия — это сектор экономики, включающий резидентов, занятых рыночным производством товаров и нефинансовых услуг независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, ресурсы которых формируются в основном за счет средств от продажи товаров и услуг, но также могут получать субсидии из бюджета. Сюда относят фирмы — юридические лица, занимающиеся производством и продажей благ, независимо от формы собственности — как государственные, так и частные.

Финансовые учреждения — это сектор экономики, включающий резидентов, занятых финансовым посредничеством и оказанием других финансовых услуг на коммерческой основе, ресурсы которых формируются за счет полученных процентов, страховых премий, комиссионных. Сюда относят банки, страховые компании и иные кредитно-финансовые учреждения страны.

Государственные учреждения — это сектор экономики, включающий институциональные единицы, которые помимо выполнения своих политических функций производят нерыночные услуги индивидуального и коллективного характера. Сюда относятся также бюджетные фонды. Ресурсы данных единиц формируются прежде всего за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами прочих секторов. Государственные учреждения не производят благ, которые могут продаваться на рынке. Завод, принадлежащий государству, относят к нефинансовым предприятиям, а вот, например, суд или парламент — к государственным учреждениям.

Домохозяйства (домашние хозяйства) — это сектор экономики, включающий всех физических лиц (и группы лиц, т.е. семьи) в национальной экономике. Эти лица осуществляют предложение рабочей силы, конечное потребление и предпринимательскую деятельность. Индивидуальные предприниматели, не образующие юридического лица, также относятся к домохозяйствам.

Некоммерческие организации (обслуживающие домохозяйства) — это сектор экономики, включающий институциональные единицы, которые в основном предоставляют блага домохозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, а затраты на данную деятельность покрываются за счет взносов членов данных организаций, дарений, доходов от собственности. Сюда относят профсоюзы, политические партии, благотворительные организации и т.д.

Остальной мир — это условный сектор экономики, используемый в СНС для отражения взаимосвязей резидентов с другими странами (нерезидентами).

Система национальных счетов описывает потоки благ, ресурсов и доходов в стоимостном выражении между вышеуказанными секторами. Эти потоки также называют экономическими операциями. Каждый поток средств имеет встречный компенсирующий поток. Например, если один субъект продает другому товар, то имеет место движение товара в одну сторону и встречное движение денег на сумму стоимости товара. Некоторые операции не предполагают встречных потоков средств — например, подарки. Такие операции называют трансфертами.

В следующем разделе рассматриваются основные показатели системы национальных счетов и взаимосвязи между ними.