logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

8.8. Индексы цен и объемов выпуска

 

Сравнение показателей за разные годы производится с помощью индексов. В экономическом анализе индекс — это относительный показатель, отражающий изменение явления во времени (динамический индекс), пространстве (территориальный индекс) или по сравнению с планом (индекс выполнения плана). Индексы измеряют в процентах либо в долях. Применительно к ВВП рассчитываются прежде всего индексы цен и индексы объемов выпуска.

Индекс цен — это соотношение средневзвешенных цен отчетного и базисного периодов. Соответственно, индекс цен базисного периода равен 1, или 100%. Если в отчетном году по сравнению с базисным индекс цен принял значение, большее 1 (или 100%), то говорят о росте среднего уровня цен, что связано с инфляцией. Если наоборот, в отчетном году по сравнению с базисным индекс цен принял значение, меньшее 1 (или 100%), то говорят о снижении среднего уровня цен, что связано с дефляцией.

Индекс физического объема производства — это соотношение средневзвешенных объемов выпуска благ в отчетном и базисном периодах. Индекс производства базисного периода равен 1, или 100%. Если в отчетном году по сравнению с базисным индекс объема производства принял значение, большее 1 (или 100%), то говорят о росте выпуска продукции, что связано с понятием экономического роста. Если наоборот, в отчетном году по сравнению с базисным индекс объема производства принял значение, меньшее 1 (или 100%), то говорят о снижении выпуска продукции, что связано с понятием экономического спада.

В связи с зависимостью результатов расчета индексов от выбора начального или конечного года в качестве основы сравнения, существуют два основных метода расчета индексов: метод Ласпейреса и метод Пааше. Метод Ласпейреса предполагает в качестве основы сравнения брать начальный период времени, метод Пааше — конечный период.

Формула индекса цен по методу Ласпейреса имеет вид (8.11):

 

                                ,                                        (8.11)

 

где IPL — индекс цен, рассчитанный методом Ласпейреса; Pic — цена товара вида i в текущем периоде; Pib — цена товара вида i в базисном периоде; Qib — количество товара вида i в базисном периоде.

 

Формула индекса цен по методу Пааше имеет вид (8.12):

 

                          ,                                        (8.12)

 

где IPP — индекс цен, рассчитанный методом Пааше; Qic — количество товара вида i в текущем периоде.

 

Один и тот же индекс, рассчитанный по двум разным методам, будет иметь разную количественную оценку. Для устранения данного эффекта можно использовать идеальный индекс Фишера (F, формула 8.13):

 

                                .                                        (8.13)

 

Можно определять индекс цен, учитывая все виды продаваемых благ в экономике, либо только часть этих благ. В зависимости от этого различают разновидности индекса цен. Так, например, вышеописанный дефлятор ВВП— это, по сути, индекс цен на товары, производимые внутри страны, рассчитанный по методу Пааше. Если рассчитывать индекс цен на все потребительские товары, продаваемые внутри страны (в том числе импортные), то получим индекс потребительских цен (ИПЦ). Также рассчитывают: индекс цен производителей (в том числе на промышленные товары, сельскохозяйственную продукцию, и др.); индексы цен на экспортную и импортную продукцию; индексы оптовых и розничных цен и другие индексы. Индексы цен рассчитываются преимущественно по методу Ласпейреса.

Разновидностей товаров в экономике страны производится и продается огромное множество, и учет всех их для расчета индексов цен является трудоемким процессом. Для облегчения расчетов на практике используется выборка корзины товаров, т.е. фиксированного перечня основных товаров, в соответствии с динамикой цен на которые определяются индексы цен. Для расчета различных индексов цен используются соответствующие наборы благ. Так, для расчета индекса потребительских цен используется потребительская корзина, включающая основные блага конечного использования (продовольственные, промышленные товары, а также услуги), покупаемые потребителями данной страны.

Индексы физического объема производства показывают изменение объема выпуска и позволяют говорить о темпах экономического роста в стране.

Формулы индексов физического объема производства по методам Ласпейреса и Пааше в целом аналогичны формулам для расчета индексов цен — в них зафиксированы показатели цен и сравниваются текущие и базисные показатели объемов выпуска.

При определении показателей динамики объема выпуска и цен существуют методологические затруднения, приводящие к погрешностям в расчетах.

Во-первых, адекватно сравнивать ВВП и цены в различные промежутки времени можно лишь, если не изменяется сам набор благ, производимый (продаваемый) в стране. Однако в современной динамичной экономике изменения в ассортименте и качестве товаров происходят постоянно. Обновляются модели техники, появляются принципиально новые блага, исчезают из производства и потребления устаревшие товары, изменяется качество товаров. Для новых видов благ не существует базисных цен. Цены могут расти в результате инфляции либо в результате повышения качества товара. При изменении качества товара сложно сказать, можно ли сравнивать данный товар с его устаревшим аналогом в предыдущем периоде. В результате невозможно точно сравнить как объемы выпуска, так и уровни цен в различные периоды времени.

Во-вторых, при расчете индексов с использованием метода корзины товаров возникают погрешности, связанные с правильностью включения тех или иных категорий товаров в корзину, а также с недоучетом динамики цен и объемов продаж товаров, не включенных в корзину.