logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

Краткие выводы

 

1. Согласно кардиналистскому подходу,  можно определить, на сколько единиц полезность одного набора благ выше полезности другого набора. Ординалистский подход исходит из невозможности количественного измерения полезности, но допускает возможность порядкового сравнения полезности  двух наборов благ.

2. Анализ механизма принятия решений потребителем основывается на законе убывающей предельной полезности, согласно которому в процессе потребления блага приращение полезности, обеспечиваемое каждой дополнительной единицей этого блага, является убывающим.

3. Равновесие потребителя означает, что выбранный набор товаров и услуг обеспечивает ему максимальную общую полезность с учётом его предпочтений, дохода и уровня цен. При фиксированном бюджете потребителю следует его распределять таким образом, чтобы каждая денежная единица, потраченная на приобретение различных благ, принесла потребителю одинаковую предельную полезность.

4. В ординалистском анализе потребительского поведения используются кривые безразличия и бюджетных ограничений. Кривая безразличия отражает совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают потребителю одинаковую общую полезность (т.е. ни один из них не предпочтительнее другого). Бюджетное ограничение выявляет наборы товаров, которые может приобрести покупатель с использованием всего своего бюджета.

5. Наклон кривой безразличия характеризуется предельной нормой замещения, которая  показывает максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне суммарной полезности. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен на товары.

6. Состояние равновесия позволяет потребителю получить набор товаров, обеспечивающий ему максимальную общую полезность при заданном бюджетном ограничении. Геометрически равновесие потребителя отражается точкой касания бюджетной линии и самой высокой из доступных кривой безразличия.

7. Кривая «цена–потребление» характеризует все варианты потребительского выбора, максимизирующие общую полезность, при различных уровнях цены товара. Кривая индивидуального спроса, построенная на основе кривой «цена–потребление», показывает величины спроса отдельного потребителя при различных ценах товара.

8. Кривая «доход–потребление» отражает все сочетания товаров, максимизирующие полезность и связанные с определенным уровнем дохода. Кривая Энгеля показывает соотношение дохода и количества покупаемого товара при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос.

9. Вид кривых «цена–потребление», «доход–потребление», Энгеля и индивидуального спроса изменяется в зависимости от категории  товара (нормальный товар, товар низшей категории, товар Гиффена).

10. При изменении цены товара проявляются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещении характеризуется возрастанием спроса  на товар при снижении цены последнего и прочих неизменных условиях, потому что потребителю свойственно замещать им другой, относительно дорогой товар. Эффект дохода означает, что при снижении цены товара покупатель приобретет то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив средства для дополнительных покупок, т.е. покупательная способность денежного дохода потребителя возрастает. Эффект замещения всегда действует в сторону, противоположную изменению цены товара. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях.

11. Спрос со стороны отдельного потребителя называется индивидуальным спросом,  а спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара – рыночным спросом. Величина рыночного спроса зависит как от факторов, влияющих на индивидуальный спрос, так и от количества потребителей на рынке. Кривая рыночного спроса складывается из совокупности кривых индивидуального спроса всех покупателей на рынке.