logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.14. Разгосударствление и приватизация

 

Сегодняшняя структура мировой  экономики отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений. Во всех странах развитой рыночной экономики можно обнаружить многообразие форм частной собственности: единоличная собственность фермеров и мелкая трудовая собственность (семейные магазины, аптеки); кооперативная, народная, арендная и акционерная собственность, существует также и государственная собственность. Такая смешанная система отношений собственности быстрее и  лучше реагирует на многообразные потребности общества.

Подлинно рыночные отношения не могут сформироваться на  базе  общественной собственности.  Необходима перестройка отношений собственности,  формирование многообразия  их форм. Такое многообразие наиболее полно соответствует природе рыночных отношений, ибо ослабляет монополизацию и  создает  условия для конкуренции. Следовательно, многообразие форм собственности —  необходимая предпосылка  рыночной   экономики.

Разнообразие форм  собственности формируется в ходе процессов разгосударствления и приватизации. Можно выделить три относительно  самостоятельных процесса разгосударствления:

первый — сокращение функций государственных органов по  непосредственному управлению предприятиями и  соответственно расширение прав последних  в  принятии хозяйственных  и  иных  решений, возможностей их оперативно-хозяйственного управления. При  этом  изменения форм собственности не  происходит;

второй — преобразование государственной собственности в  предприятия иных (негосударственных) форм  собственности, например в акционерные общества,  товарищества,  кооперативы;

третий — преобразование государственной и  различных видов партнерской собственности в персонифицированную частную собственность.

Последний процесс часто определяют как  приватизацию.

Однако в  данном определении приватизация понимается довольно  узко. В современной экономической  литературе приватизация часто определяется как переход от госсобственности к любым негосударственным (включая и частную) ее формам.

Исходя из этого, можно выделить следующие основные направления  преобразования государственной собственности:

смена форм  хозяйствования в рамках той же формы собственности, например,  сдача госпредприятий в аренду,   образование госхолдингов и др.;

освобождение государства  от функций непосредственного  хозяйствования,  превращения его из хозяйствующего субъекта в  орган  преимущественно  экономического регулирования;

экономическое отделение госпредприятий  от   государства,  переход к  экономической ответственности субъектов хозяйствования;

расширение прав предприятий,  превращение их  в свободных товаропроизводителей,  вступающих в  конкурентные  отношения, и определяющих без  административного диктата, что  и как производить и кому и когда продавать;

уменьшение доли госсектора в экономике на основе приватизации;

уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

Разгосударствление призвано  решать  три основные задачи:

1) нахождение новых форм реализации государственной собственности, которые позволили бы человеку стать  хозяином производства и усилили  бы мотивацию к труду;

2) формирование многообразия форм собственности,  что является важным условием становления, развития и успешного функционирования рыночных отношений;

3) достижение  финансовой стабилизации экономики.

При  всей важности разгосударствления основным путем формирования рыночной экономики является  приватизация.

Субъектами приватизации являются физические  и юридические лица (в том числе и  представители других стран), желающие приобрести право собственности на средства производства, собственники приватизируемого имущества или представляющие его  органы управления, а также посредники в лице коммерческих и государственных  банков,  аудиторских и брокерских  компаний и т.д.

В качестве объектов приватизации выступают предприятия (объединения), организации производственной и непроизводственной сферы, не находящиеся в частной собственности, т.е. вся приватизируемая доля государственного имущества.

Разгосударствление представляет собой процесс сокращения непосредственного государственного влияния на деятельность субъектов хозяйствования, в ходе которого устраняется государственный монополизм, формируется многоукладная, смешанная экономика.

В Республике Беларусь определен перечень предприятий и организаций, не подлежащих приватизации. Их можно объединить в следующие три группы:

I-я — предприятия, определяющие обороноспособность страны: по производству вооружения, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, объекты гражданской обороны, по переработке радиоактивных веществ;

ΙΙ-я — предприятия, обеспечивающие гарантированный государством минимум социальных услуг населению: занимающиеся благоустройством городов, очистные сооружения, школы, санаторно-курортные учреждения, учебные заведения всех типов.

III-я — объекты, являющиеся  национальным и культурным достоянием страны: академия наук, музеи, библиотеки и др.

Весьма важно учитывать то, что  приватизация должна осуществляться в приемлемых формах, в наименьшей степени порождающих  социально-политическую нестабильность в обществе.

Осуществляться процессы приватизации могут в форме: выкупа арендованного у государства имущества предприятия; создания народных предприятий путем их выкупа или безвозмездной передачи в собственность трудового коллектива; продажи государственных предприятий  по конкурсу или на аукционе; безвозмездной передачи имущества гражданам и превращения государственных предприятий в акционерные общества. Это могут быть и  другие формы, не противоречащие действующему законодательству.