logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

4.12. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя

 

Если на данном отрезке спрос эластичен, то рост цены приведет к снижению общей выручки продавцов, а ее снижение будет сопровождаться увеличением выручки (рис. 4.9).

                                               

 

Рис. 4.9. Изменение общей суммы выручки при снижении продавцами

цены и эластичном спросе.

 

Геометрически выручка — это площадь прямоугольника, заключенного между уровнем цены и объемом продаж (спроса). Допустим, изначально уровень цены на рынке был Р1, объем продаж Q1, а равновесие достигалось в точке А (см. рис. 4.9). Сумма выручки продавцов составляла величину, равную площади прямоугольника

Р1АQ10. Если бы продавцы снизили цену до Р2, величина спроса поднялась бы до Q2, а равновесие сместилось в точку В. При этом сумма выручки, изменившись, стала бы выражаться прямоугольником P2BQ20, который заметно больше первого. Следовательно, сумма выручки выросла бы при снижении цены. На данном отрезке прямой спрос эластичен.

Но представим, что спрос является неэластичным. В этом случае при изменении цены объем продаж изменяется слабее, чем цена, а общая сумма выручки меняется в том же направлении, что и цена (рис. 4.10). При снижении цены с уровня Р1 до Р2  объем продаж увеличивается с Q1 до Q2, но этого недостаточно, чтобы перекрыть влияние снижения цены. Сумма выручки, выраженная в площадях соответствующих прямоугольников, уменьшается с P1AQ10 до P2BQ20.

 

                                               

Рис. 4.10. Изменение общей суммы выручки при снижении продавцами

цены и неэластичном спросе.

 

При спросе с единичной эластичностью изменение цен и объемов продаж никак не сказывается на сумме выручки. В этом случае последствия изменения цены полностью перекрываются изменением объема продаж.

Продавец, стремящийся к максимизации суммы дохода от реализации продукции, должен оценивать эластичность спроса на продаваемый им товар. При эластичном спросе выгоднее снижать цену, тогда рост объема продаж приведет к увеличению выручки. Если спрос неэластичен, продавцу выгоднее увеличивать цену, тогда снижение объема продаж будет менее значительным и сумма выручки возрастет. Конечно, сумма выручки — это не единственный показатель, интересующий продавца, ниже будет показано, что еще важнее для него прибыль.