logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

15.10. Понятие социальных рисков и основные направления социальной защиты

 

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения.                Социальная защита — это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

Под социальным  риском понимается  событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, к утрате заработка как источника средств к существованию. К  числу социальных рисков  относят болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработицу, потерю кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Социальная защита реализуется в денежной форме при выплате различных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение одеждой  детских домов представляют собой  натуральную форму социальной защиты.

Основными  направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное страхование это основанная на взносах работодателей, работников, а иногда и государства система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она   распространяется только на лиц, осуществлявших страховые отчисления, а размер страховых выплат  зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели включаются в издержки  и возмещаются за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным при страховой поддержке государства и добровольным, построенным на принципах коллективной взаимопомощи. При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение.

В мире существуют два основных вида пенсионных систем:

1) системы, основанные по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров;

2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого типа.

В соответствии с ней  пенсии делятся на:

а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы;

б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. К ним относятся пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия и компенсации в связи с несчастным случае на производстве и профессиональном заболевании и др.

Особое место среди них занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно незанятых работников. Финансирование выплат в нашей стране осуществляется из средств государственного бюджета  и фонда социальной защиты населения.

Социальная помощь (общественное вспомоществование)— финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, основанного на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов и может иметь и  денежную и  натуральную форму (горячее питание, обеспечение лекарствами и т. д.). Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются  за счет правительственных средств.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных  льгот, выполняющих компенсирующую и стимулирующую функции. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалидам, сиротам и т.д.). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями — центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями  социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр.

Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.

В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

15.11. Развитие системы социального партнерства

 

В широком смысле социальное партнерство является специфической формой общественных отношений в социально-трудовой сфере, которая обеспечивает согласование и защиту интересов работников, работодателей и органов государственного управления на основе достижения компромиссов по важнейшим направлениям социально-экономического развития.

В  узкой трактовке социальное партнерство — метод или механизм регулирования социально-экономических отношений между работниками и работодателями. Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена, прежде всего, различными интересами работодателей (предпринимателей) и наемных работников, которые во многом могут совпадать, но никогда не будут полностью идентичны. В связи с этим и возникает потребность в сотрудничестве с целью обеспечения оптимального баланса интересов различных субъектов.

Первоначально механизм согласования интересов, система урегулирования конфликтов  складывались стихийно в виде борьбы рабочих за сокращение продолжительности рабочего дня и повышение заработной платы. Постепенно к концу XIX века во многих странах мира  сформировались профессиональные союзы. По мере укрепления профсоюзного движения стали возникать и объединения работодателей.

В начале XX века в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. В 1919 г. была организована МОТ, однако окончательно система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений утвердилась лишь в 60 — 70-е годы XX в. (и то не повсеместно). В наиболее развитой форме она существует в европейских странах — Германия, Австрия, Швеция, Дания, в меньшей степени развита в США, в странах Южной Европы — Италии, Греции, Португалии. В странах с переходной экономикой система социального партнерства только формируется.

Социальное партнерство как система общественных отношений развивается на основе определенных принципов, целей и задач, которые вырабатываются в ходе взаимодействия заинтересованных субъектов. Следует отметить, что эти принципы вырабатывались методом проб и ошибок в течение длительного времени и не являются раз и навсегда данными.

В настоящее время основными принципами социального партнерства в развитых странах являются:

1) принцип равноправия, который  предполагает, что все стороны, участвующие в партнерских отношениях, имеют равные права и обязанности;

2) принцип добровольности в принятии обязательств;

3) принцип законности предполагает развитие системы социального партнерства на основе документов международных организаций (прежде всего — МОТ), а также законодательных и иных нормативных актов на уровне отдельных государств.

Объектами социального партнерства являются размер заработной платы и других денежных выплат; обеспечение гарантий занятости населения; охрана  и условия труда; социальная защита работников и др.

Основным органом социального партнерства является, как правило, трехсторонняя комиссия, состоящая из представителей правительства, профсоюзов и работодателей. В результате ее работы заключается Генеральное соглашение, включающее обязательства сторон по объектам социального партнерства, мероприятия по координации действий и ответственности сторон.

Законодательной основой  системы социального партнерства в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и иные нормативные акты.

В РБ ратифицированы Конвенции МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применения международных трудовых карт», «О содействии коллективным переговорам».

Формой реализации трехсторонних договоренностей в Республике Беларусь являются соглашения:

на  республиканском уровне — Генеральное соглашение между республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей, а также Правительством Республики Беларусь;

на  отраслевом уровне: тарифные соглашения между соответствующими органами власти и объединениями нанимателей и профсоюзов;

на уровне предприятий — коллективный договор между нанимателем (его представителем) и профсоюзом или другим уполномоченным работниками органом.

Контроль за развитием системы социального партнерства в РБ возложен на Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.