15.10. Понятие социальных рисков и основные направления социальной защиты
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита — это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, к утрате заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработицу, потерю кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется в денежной форме при выплате различных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение одеждой детских домов представляют собой натуральную форму социальной защиты.
Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.
Социальное страхование — это основанная на взносах работодателей, работников, а иногда и государства система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она распространяется только на лиц, осуществлявших страховые отчисления, а размер страховых выплат зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели включаются в издержки и возмещаются за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным при страховой поддержке государства и добровольным, построенным на принципах коллективной взаимопомощи. При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение.
В мире существуют два основных вида пенсионных систем:
1) системы, основанные по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров;
2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.
В Республике Беларусь используется система первого типа.
В соответствии с ней пенсии делятся на:
а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы;
б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.
Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. К ним относятся пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия и компенсации в связи с несчастным случае на производстве и профессиональном заболевании и др.
Особое место среди них занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно незанятых работников. Финансирование выплат в нашей стране осуществляется из средств государственного бюджета и фонда социальной защиты населения.
Социальная помощь (общественное вспомоществование)— финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, основанного на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов и может иметь и денежную и натуральную форму (горячее питание, обеспечение лекарствами и т. д.). Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются за счет правительственных средств.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, выполняющих компенсирующую и стимулирующую функции. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалидам, сиротам и т.д.). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.
Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями — центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр.
Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.
В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.
15.11. Развитие системы социального партнерства
В широком смысле социальное партнерство является специфической формой общественных отношений в социально-трудовой сфере, которая обеспечивает согласование и защиту интересов работников, работодателей и органов государственного управления на основе достижения компромиссов по важнейшим направлениям социально-экономического развития.
В узкой трактовке социальное партнерство — метод или механизм регулирования социально-экономических отношений между работниками и работодателями. Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена, прежде всего, различными интересами работодателей (предпринимателей) и наемных работников, которые во многом могут совпадать, но никогда не будут полностью идентичны. В связи с этим и возникает потребность в сотрудничестве с целью обеспечения оптимального баланса интересов различных субъектов.
Первоначально механизм согласования интересов, система урегулирования конфликтов складывались стихийно в виде борьбы рабочих за сокращение продолжительности рабочего дня и повышение заработной платы. Постепенно к концу XIX века во многих странах мира сформировались профессиональные союзы. По мере укрепления профсоюзного движения стали возникать и объединения работодателей.
В начале XX века в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. В 1919 г. была организована МОТ, однако окончательно система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений утвердилась лишь в 60 — 70-е годы XX в. (и то не повсеместно). В наиболее развитой форме она существует в европейских странах — Германия, Австрия, Швеция, Дания, в меньшей степени развита в США, в странах Южной Европы — Италии, Греции, Португалии. В странах с переходной экономикой система социального партнерства только формируется.
Социальное партнерство как система общественных отношений развивается на основе определенных принципов, целей и задач, которые вырабатываются в ходе взаимодействия заинтересованных субъектов. Следует отметить, что эти принципы вырабатывались методом проб и ошибок в течение длительного времени и не являются раз и навсегда данными.
В настоящее время основными принципами социального партнерства в развитых странах являются:
1) принцип равноправия, который предполагает, что все стороны, участвующие в партнерских отношениях, имеют равные права и обязанности;
2) принцип добровольности в принятии обязательств;
3) принцип законности предполагает развитие системы социального партнерства на основе документов международных организаций (прежде всего — МОТ), а также законодательных и иных нормативных актов на уровне отдельных государств.
Объектами социального партнерства являются размер заработной платы и других денежных выплат; обеспечение гарантий занятости населения; охрана и условия труда; социальная защита работников и др.
Основным органом социального партнерства является, как правило, трехсторонняя комиссия, состоящая из представителей правительства, профсоюзов и работодателей. В результате ее работы заключается Генеральное соглашение, включающее обязательства сторон по объектам социального партнерства, мероприятия по координации действий и ответственности сторон.
Законодательной основой системы социального партнерства в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и иные нормативные акты.
В РБ ратифицированы Конвенции МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применения международных трудовых карт», «О содействии коллективным переговорам».
Формой реализации трехсторонних договоренностей в Республике Беларусь являются соглашения:
| на республиканском уровне — Генеральное соглашение между республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей, а также Правительством Республики Беларусь; |
| на отраслевом уровне: тарифные соглашения между соответствующими органами власти и объединениями нанимателей и профсоюзов; |
| на уровне предприятий — коллективный договор между нанимателем (его представителем) и профсоюзом или другим уполномоченным работниками органом. |
Контроль за развитием системы социального партнерства в РБ возложен на Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.
- Глава 1
- 1.2. Систематизация экономических отношений
- 1.3. Предмет экономической теории
- 1.4. Функции экономической теории
- 1.5. Разделы экономической теории
- 1.6. Позитивная и нормативная экономическая теория.
- 1.7. Экономические цели общества
- 1.8. Краткий обзор основных научных школ в экономической теории. Экономические взгляды в Древней Греции и Средневековье
- 1.9. Становление экономической науки. Меркантилизм
- 1.10. Классическая политическая экономия
- 1.11. Маржинализм. Неоклассическая экономическая теория
- 1.12. Кейнсианская революция. Неокейнсианство
- 1.13. Макроэкономические школы, основанные на неоклассических традициях
- 1.14. Институционализм. Неоинституционализм
- 1.15. Общелогические приемы экономического анализа
- 1.16. Методы эмпирического и конкретно-экономического анализа
- 1.17. Принципы экономического анализа
- Краткие выводы
- Глава 2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
- 2.1. Понятие потребностей
- 2.2. Характеристика потребностей
- 2.3. Понятие ресурсов производства
- 2.4. Характеристика факторов производства
- 2.5. Марксистский подход к классификации факторов производства
- 2.6. Понятие экономических благ
- 2.7. Классификация экономических благ
- 2.8. Понятие вмененных издержек
- 2.9. Фундаментальные вопросы экономического развития
- 2.10. Кривая производственных возможностей экономики
- 2.11. Закон возрастания вмененных издержек
- 2.12. Производство и экономический рост
- 2.13. Понятие и виды экономической эффективности
- 2.14. Разделение труда и специализация
- 2.15. Принцип абсолютных и сравнительных преимуществ
- 2.16. Понятие Парето-эффективности
- Краткие выводы
- Глава 3 экономические системы. Рыночная система хозяйствования
- 3.1. Понятие системы, ее элементы
- 3.2. Структура и инфраструктура экономической системы
- 3.3. Субъекты экономической системы
- 3.4. Экономическая система
- 3.5. Классификация экономических систем
- 3.6. Классификация экономических систем с позиции приоритета форм собственности
- 3.8. Классификация экономических систем по уровню технологического развития и роли тех или иных отраслей в экономике
- 3.9. Цивилизационный подход к экономическому развитию
- 3.10. Понятие собственности
- 3.11. Субъекты и объекты отношений собственности
- 3.12. Структура отношений собственности
- 3.13. Типы и формы собственности
- 3.14. Разгосударствление и приватизация
- 3.15. Особенности приватизационных процессов в Республике Беларусь
- 3.16. Механизм и способы координации действий хозяйствующих субъектов
- 3.17. Типы экономических систем
- 3.18. Понятие «рынок»
- 3.19. Основные черты рынка
- 3.20. Функции рынка
- 3.21. Конкуренция: понятие, виды
- 3.22. Структура рыночной экономики
- 3.23. Экономический кругооборот
- 3.24. Рыночная инфраструктура
- 3.25. «Фиаско рынка». Проблема внешних эффектов
- 3.26. «Фиаско рынка». Проблема производства общественных благ
- 3.27. «Фиаско рынка». Монополизм
- 3.28. «Фиаско рынка». Проблема асимметричности рыночной информации
- 3.29. Политика перераспределения доходов
- 3.30. Макроэкономическая политика
- 3.31. Модели рыночной экономики. Либеральная рыночная экономика
- 3.32. Модели рыночной экономики. Социальная рыночная экономика
- 3.33. Трансформационная экономика
- 3.34. Белорусская экономическая модель
- Краткие выводы
- Глава 4 спрос, предложение и рыночное равновесие
- 4.1. Спрос. Закон спроса
- 4.2. График функции спроса
- 4.3. Неценовые факторы спроса
- 4.4. Индивидуальный и рыночный спрос
- 4.5. Предложение. Закон предложения.
- 4.6. График функции предложения
- 4.7. Неценовые факторы предложения
- 4.8. Рыночное равновесие
- 4.9. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 4.10. Эластичность спроса по цене
- 4.11. Факторы эластичности спроса по цене
- 4.12. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя
- 4.13. Перекрестная эластичность спроса по цене
- 4.14. Эластичность спроса по доходу
- 4.15. Эластичность предложения
- 4.16. Факторы эластичности предложения
- 4.17. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Краткие выводы
- Глава 5 теория поведения потребителя
- 5.1. Полезность. Общая полезность
- 5.2. Предельная полезность. Соотношение предельной и общей полезности
- 5.3. Закон убывающей предельной полезности
- 5.4. Кардиналистский и ординалистский подходы к измерению полезности
- 5.5. Принцип максимизации полезности
- 5.6. Аксиомы (предположения) ординалистского подхода
- 5.7. Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- 5.8. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения
- 5.9. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия
- 5.10. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии
- 5.11. Графическая интерпретация равновесия потребителя
- 5.12. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса
- 5.13. Кривая «доход–потребление». Кривая Энгеля
- 5.14. Эффект дохода и эффект замещения
- 5.15. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
- Краткие выводы
- Глава 6 теория фирмы
- 6.1. Понятие фирмы
- 6.2. Классификации фирм
- 6.3. Организационно-правовые формы предприятий
- 6.4. Понятие производственной функции
- 6.5. Понятия краткосрочного и долгосрочного производственных периодов
- 6.6. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукты фирмы
- 6.7. Закон убывающей предельной производительности
- 6.8. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Понятие «производственной сетки»
- 6.9. Изокванта, ее свойства
- 6.10. Предельная норма технологического замещения
- 6.11. Понятие и классификация издержек
- 6.12. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 6.13. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- 6.14. Минимальный эффективный размер фирм
- 6.15. Минимизация издержек производства
- 6.16. Изокоста
- 6.17. Графическая интерпретация принципа минимизации издержек производства
- 6.18. Доход фирмы
- 6.19. Прибыль фирмы
- 6.20. Максимизация прибыли фирмой: два подхода
- 6.21. Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в краткосрочном периоде
- 6.22. Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в долгосрочном периоде
- 6.23. Максимизация прибыли фирмой–несовершенным конкурентом
- Краткие выводы
- Глава 7 рынки факторов производства и рапределения доходов
- 7.1. Общее в функционировании рынков факторов производства
- 7.1.2 Спрос на рынке факторов производства
- 7.3. Предложение на рынке факторов производства
- 7.4. Равновесный объем отраслевой и рыночный спрос на рынке факторов производства
- 7.5. Минимизация издержек и максимизация прибыли при использовании факторов производства
- 7.6. Сущность рынка труда, его структура и инфраструктура
- 7.7. Спрос и предложение на рынке труда
- 7.2.3 Отраслевой и общенациональный рынок труда
- 7.9. Монопсония на рынке труда
- 7.2.5 Монополия на рынке труда и роль профессиональных союзов
- 7.11. Сущность заработной платы
- 7.12. Формы и системы заработной платы
- 7.13. Капитал как фактор производства
- 7.14. Спрос и предложение капитала
- 7.15. Ссудный капитала и его источники
- 7.16. Спрос и предложение ссудного капитала
- 7.17. Ссудный процент
- 7.18. Номинальная и реальная ставка ссудного процента
- 7.19. Классификация инвестиций
- 7.20. Дисконтирование и чистая приведенная стоимость
- 7.21. Земля как фактор производства
- 7.22. Спрос и предложение земли
- 7.23. Земельная рента
- 7.24. Экономическая рента
- 7.25. Дифференциальная земельная рента
- 7.26. Цена земли
- 7.5. Прибыль как предпринимательский доход
- Глава 8 основные макроэкономические показатели
- 8.1. Национальная экономика и ее общая характеристика.
- 8.2. Система национальных счетов
- 8.3. Понятие валового внутреннего продукта и связанных с ним показателей
- 8.4. Производственный метод расчета ввп
- 8.5. Распределительный метод расчета ввп
- 8.6. Расчет ввп по расходам
- 8.7. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп
- 8.8. Индексы цен и объемов выпуска
- 8.4. Национальное богатство, его состав и структура. Проблемы оценки национального богатства
- Краткие выводы
- Глава 9 Макроэкономическая нестабильность
- 9.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления
- 9.2. Экономическая цикличность
- 9.3. Причины и типы экономических циклов
- 9.4. Современные особенности экономической цикличности
- 9.5. Безработица
- 9.6. Типы безработицы
- 9.7. Определение уровня безработицы
- 9.8. Социально-экономические последствия безработицы
- 9.9. Понятие инфляции
- 9.10. Измерение инфляции
- 9.11. Причины инфляции
- 9.12. Формы инфляции
- 9.13. Инфляция со стороны спроса
- 9.14. Инфляция со стороны издержек
- 9.15. Скрытая (подавленная) инфляция
- 9.16. Социально-экономические последствия инфляции
- 9.17. Макроэкономическое регулирование и макроэкономическая стабилизация
- 9.18 Особенности макроэкономического регулирования в Республике Беларусь
- Краткие выводы
- Глава 10 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения
- 10.1. Кривая совокупного спроса
- 10.2. Неценовые факторы совокупного спроса
- 10.3. Понятие совокупного предложения
- 10.4. Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.5. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
- 10.6. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as
- 10.7. «Эффект храповика»
- 10.8. Изменения в равновесии
- Краткие выводы
- Глава 11 модель совокупных доходов и расходов
- 11.1. Основы классической теории макроэкономического равновесия
- 11.2. Методологические основы кейнсианской теории
- 11.3. Кейнсианская функция потребления. Предельная и средняя склонности к потреблению. График функции потребления
- 11.4. Кейнсианская функция сбережений. Предельная и средняя склонности к сбережению. График функции сбережений
- 11.5. Взаимосвязь функций потребления и сбережений
- 11.6. Функция инвестиций
- 11.7. Мультипликатор инвестиций
- 11.8. Равновесный объем национального выпуска
- 11.9. Парадокс бережливости
- 11.10. Дефляционный и инфляционный разрывы
- 11.11. Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Краткие выводы
- Глава 12 Финансовая система и фискальная политика государства
- 12.1. Финансовые отношения и финансовая система
- 12.2. Принципы построения и структура финансовой системы
- 12.3. Бюджетная система
- 12.4. Понятие государственного бюджета
- 12.5. Принципы составления и функции государственного бюджета
- 12.6. Формирование бюджетных средств
- 12.7. Расходование бюджетных средств
- 12.8. Понятия налоговых систем и налогов
- 12.9. Справедливость налоговой системы
- 12.10.Функции налогов
- 12.11. Элементы налогообложения
- 12.12. Классификация налогов
- 12.13. Налоговое бремя
- 12.14. Кривая Лаффера.
- 12.15. Содержание фискальной политики
- 12.16. Политика государственных расходов
- 12.17. Дискреционная фискальная политика
- 12.18. Недискриционная фискальная политика
- 12.19. Бюджетный дефицит и причины его появления
- 12.20. Государственный долг
- 12.21. Регулирование бюджетного дефицита и способы его покрытия
- 12.22. Концепции регулирования бюджетного дефицита
- Краткие выводы
- Глава 13 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика.
- 13.1. Сущность и функции денег. Эволюция денежного обращения
- 13.2. Предложение денег. Денежная масса. Ликвидность. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Банковский и денежный мультипликаторы
- 13.3. Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Мотив предосторожности. Общий спрос на деньги
- 13.4. Равновесие на денежном рынке
- 13.5. Денежно-кредитная система и ее уровни
- 13.6. Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу
- 13.7. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов
- 13.8. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег»
- 13.9. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика.
- 13.10. Эффективность денежно-кредитной политики
- 13.11. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Краткие выводы
- Глава 14 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is–lm
- 14.1. Равновесие товарного рынка
- 14.2. Кривая «инвестиции–сбережения» (кривая is)
- 14.3. Наклон кривой is
- 14.4. Сдвиг кривой is
- 14.5. Равновесие денежного рынка
- 14.6. Кривая «предпочтение ликвидности–денежная масса» (кривая lm)
- 14.7. Наклон кривой lm
- 14.8. Сдвиг кривой lm
- 14.9. Совместное равновесие двух рынков. Модель is–lm
- 14.10. Относительная эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения
- 14.11. Относительная эффективность денежно-кредитной политики. Стимулирующий эффект
- 14.12. Модель is–lm как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса
- Краткие выводы
- Глава 15 социальная политика государства
- 15.1.Социальная политика и ее функции
- 15.2. Цели и направления социальной политики
- 15.3. Индикаторы уровня жизни
- 15.4. Качество жизни
- 15.5. Минимальный потребительский бюджет
- 15.6. Доходы населения и их классификация
- 15.7. Проблема неравенства в распределении доходов
- 15.8. Измерение степени неравенства доходов
- 15.9. Решение государством проблем, связанных с неравенством доходов
- 15.10. Понятие социальных рисков и основные направления социальной защиты
- Краткие выводы
- Глава 16 экономический рост
- 16.1. Понятие экономического роста
- 16.2. Показатели экономического роста. Экономические цели общества и социальные приоритеты
- 16.3. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, их источники и факторы
- 16.4. Устойчивый и неустойчивый, сбалансированный и несбалансированный экономический рост
- 16.5. Кейнсианские модели экономического роста
- 16.6. Неоклассические модели экономического роста. Производственная функция Кобба–Дугласа
- 16.7. Модель экономического роста Солоу
- Краткие выводы
- Глава 17 современное мировое хозяйство и его структура
- 17.1. Понятия «мировое хозяйство» и «мировая экономика».
- 17.2. Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства
- 17.3. Структура мировой экономики.
- 17.4. Современные тенденции развития мировой экономики. Интернационализация, глобализация, транснационализация
- 17.5. Региональная интеграция и региональные группировки стран
- 17.6. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Краткие выводы
- Глава 18 формы международных экономических отношений
- 18.1. Формы международных экономических отношений.
- 18.2. Международная миграция рабочей силы
- 18.3. Международное движение капитала и технологий
- 18.4. Международные валютные отношения
- 18.5. Платежный баланс и его структура
- 18.6. Международные кредитные отношения.
- 18.7. Современные тенденции развития международных экономических отношений
- 18.8. Участие Республики Беларусь в международных экономических отношениях
- Краткие выводы