logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

16.7. Модель экономического роста Солоу

 

Дальнейшее развитие неоклассическая теория экономического роста получила в рамках модели Солоу.        Экономист Р. Солоу основывал свою модель на производственной функции, в которую ввел фактор изменения технологий производства, то есть НТП.

Научно-технический прогресс обычно является трудосберегающим (то есть приводящим к росту производительности труда), но при этом может быть капиталосберегающим, капиталоемким либо нейтральным.        Капиталосберегающий НТП предполагает, что производительность труда растет быстрее капиталовооруженности (т.е. объема капитала в расчете на одного работника).

Капиталоемкий НТП предполагает, что производительность труда растет медленнее капиталовооруженности.

Нейтральный НТП предполагает, что рост производительности труда растет теми же темпами, что и капиталовооруженность. Модель Солоу исходит из предпосылки нейтрального технического прогресса.

Макроэкономическое равновесие предполагает равенство величин совокупного спроса и совокупного предложения (которое описывается производственной функцией), а также равенство величин сбережений и инвестиций.

На рис. 16.5 представлена графическая иллюстрация производственной функции в модели Солоу.

 

 

 

               

 

Рис. 16.5. Производственная функция в модели Солоу

 

Она показывает, что с ростом капиталовооруженности k производительность труда y растет, но замедляющимися темпами, так как действует закон убывающей предельной производительности. Совокупный доход на душу населения (y) равен сумме потребительских расходов (с) и инвестиций (i). Функция инвестиций представляет собой произведение дохода (y) и предельной склонности к сбережениям (s).

Объем вовлеченных в производство ресурсов изменяется. Износ (амортизация) капитала уменьшает его объем, а инвестиции — увеличивают. Чтобы учесть амортизацию, предположим, что ежегодно выбывает постоянная доля капитала δ, т.е. δ – норма выбытия. Количество капитала, выбывшего за год, равно δ·k.

Существует единственный уровень капиталовооруженности (k*), при котором инвестиции равны выбытию:

 

                                                               s·f(k) = δ·k.                                                      (16.3)

 

 

Он называется устойчивым уровнем капиталовооруженности (рис. 16.6).

 

       

Рис. 16.6. Модель Солоу и устойчивый уровень капиталовооруженности

 

 

Если k1 < k*, то i > δ·k, и запасы капитала растут. Когда k2 > k*, то i < δ·k, и запасы капитала снижаются.

Если норма сбережений увеличивается, то при прочих равных условиях запас капитала будет расти и, соответственно, увеличится уровень выпуска, т.е. будет наблюдаться экономический рост и повышаться уровень душевого дохода. Более высокие сбережения ведут к более быстрому росту, но это не длится вечно, а до тех пор, пока экономика не достигнет нового устойчивого состояния.

Какие размеры накопления капитала являются оптимальными?

В соответствии с правилом Фелпса, уровень накопления капитала, обеспечивающий устойчивое состояние с наивысшим уровнем потребления, называется «золотым уровнем» накопления капитала.

Но  само по себе накопление капитала не может объяснить непрерывный экономический рост. Поэтому Солоу вводит в анализ два источника экономического роста: рост населения и технологический прогресс.

Рост населения не сопровождается повышением уровня   жизни. Наоборот, он позволяет объяснить, почему некоторые страны богаты, а другие – бедны. Так, страны с более высокими темпами роста населения будут иметь более низкий уровень ВВП на душу населения.

И только технический прогресс может обеспечить непрерывный экономический рост и растущий уровень жизни.

16.5. Государственная политика стимулирования экономического роста

 

Основным отличием неоклассических моделей экономического роста от кейнсианских с точки зрения государственного вмешательства в экономику заключается в проблеме сбалансированности роста.

Кейнсианские модели предполагают, что рыночная экономика может достигать макроэкономического равновесия при полной занятости лишь случайно, а экономический рост сам по себе является несбалансированным, и государство должно активно вмешиваться для достижения желаемых параметров функционирования экономики.

Неоклассические модели предполагают, что рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции растет сбалансированно и без государственного вмешательства (в частности, возможность автоматической балансировки обосновывается взаимозаменяемостью ресурсов, чего нет в кейнсианских моделях).

Вместе с тем, возможность определенной государственной политики регулирования и стимулирования экономического роста не отрицается и в неоклассической теории. Однако, если кейнсианцы основой политики роста считают регулирование совокупного спроса, то неоклассики отдают предпочтение воздействию государства на совокупное предложение.

Как уже говорилось ранее, целью экономики является достижение максимально высоких (по возможности) темпов экономического роста, что, однако, не должно приводить к игнорированию прочих целей — как экономических (стабильный уровень цен, полная занятость), так и социальных. Экономический рост должен, прежде всего, быть устойчивым и сбалансированным.

Все мероприятия государственного регулирования экономического роста можно разделить на две группы: воздействие на совокупный спрос и на совокупное предложение. Более распространенной является политика стимулирования экономического роста, нежели политика сдерживания, что отражает заинтересованность правительств в достижении максимально возможных темпов роста.

Государство может изменять объем совокупного спроса через:

изменение государственных расходов как компонента совокупного спроса;

изменение уровня налогообложения потребителей, что приводит к изменению потребительских расходов как компонента совокупного спроса;

изменение уровня налогообложения фирм, что приводит к изменению инвестиционных расходов как компонента совокупного спроса;

проведение внешнеторговой политики с целью воздействия на величину чистого экспорта как компонента совокупного спроса;

проведение денежно-кредитной политики как инструмента воздействия на совокупный спрос.

Государство может воздействовать на величину совокупного предложения (в сторону его увеличения), стимулируя:

рост объема производственных ресурсов (содействуя росту населения страны, аккумуляции капитала, освоению новых природных ресурсов);

инновационную активность в стране, научно-технический прогресс, что повысит эффективность использования ресурсов..