logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

12.16. Политика государственных расходов

 

Компонентами государственных расходов выступают, во-первых, государственные закупки в форме государственных инвестиций, государственного потребления товаров и услуг, оплаты труда работников бюджетной сферы  и, во-вторых, государственные трансферты в виде  субсидий, пособий, финансирования образования. При этом государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь его перераспределяют.

Изменение государственных закупок относят к прямым методам бюджетного регулирования, поскольку их динамика влечет за собой колебания величины национального выпуска. Рассмотрим, как это происходит, сделав определенные допущения. Предположим, что объемы государственных расходов  не влияют на потребление и инвестиции, а чистый экспорт равен нулю. В экономике наблюдается спад деловой активности и правительство решает  пойти на увеличение своих расходов (государственных закупок).

Дадим графическую интерпретацию данного процесса, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия (см. рис. 12.2)

 

                                                       

Рис. 12. 2. Влияние расходов на объем национального производства.

 

       Экономика находится в равновесии в точке А, где Y = E , при условии, что фактические расходы (Y) равны планируемым (E).

       При росте государственных закупок на G кривая планируемых расходов сдвигается вверх, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2, причем ΔY > ΔG. Это свидетельствует о том, что данная компонента государственных расходов оказывает на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестиционным расходам, и, подобно им, обладает мультипликативным эффектом.                 Количественно мультипликатор государственных закупок рассчитывается следующим образом:

(12.2)

 

       Итак, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень национального продукта.        Происходящий при этом прирост выпуска будет равен:

 

                                ΔY = ΔG * MG                                       (12.3)

 

Следует не забывать, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность — при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается.

На величину национального дохода действуют изменения трансфертных выплат как составляющей государственных расходов. Однако их влияние на совокупный спрос и на объем национального производства слабее, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом его перераспределения.  

Мультипликатор государственных трансфертов (M TR) как  отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен:

       

                                                                .                           (12.4)

 

Анализ  механизма влияния государственных расходов на объемы национального производства наводит на мысль о том,  что во время спада они могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И, наоборот, во время бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.