logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

Краткие выводы

 

1. Закон спроса отражает обратную зависимость между величиной спроса на товар и ценой товара вследствие действия закона убывающей предельной полезности, эффектов дохода и  замещения. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения. Данные законы не абсолютны, из них есть исключения.

2. Различают индивидуальный спрос (со стороны отдельного потребителя) и рыночный спрос (со стороны всех потребителей на рынке). Неценовыми факторами, влияющими на индивидуальный спрос, являются: вкусы потребителей, цены на блага-субституты и комплементарные блага, доходы потребителей, ожидания потребителей. Для рыночного спроса дополнительным фактором является количество потребителей на рынке.

3. Неценовыми факторами, влияющими на рыночное предложение, являются издержки производства, зависящие от цен на ресурсы, технологий производства, налогов, а также цены на другие товары в экономике, ожидания продавцов, сезонные колебания.

4. Рыночное равновесие соответствует равенству величины спроса и величины предложения товара.  Для него характерно отсутствие товарных дефицитов и излишков на рынке в течение определенного периода времени. Установившиеся цена и объем продаж на рынке называются равновесными. Дефицит товара – это превышение величины спроса над величиной предложения при определенном уровне цены. Излишек товара – это превышение величины предложения над величиной спроса при определенном уровне цены.

6. В стандартном случае рост спроса приводит к росту цен и объемов продаж; снижение спроса – к снижению цен и объемов продаж; рост предложения сопровождается ростом объемов продаж и снижению цен; уменьшение предложения приводит к снижению объема продаж и росту цен. Количественные изменения объемов продаж и цен зависят от параметров функций спроса и предложения.

7. Эластичность спроса по цене — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на один процент (одну долю).

8. Эластичность предложения по цене — это относительное изменение величины предложения товара, деленное на относительное изменение цены товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина предложения товара, если цена товара изменится на один процент (одну долю).

9. В зависимости от величины коэффициента эластичности различают эластичный, неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью. Выделяют также понятия совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.

10. В зависимости от метода расчета различают точечную эластичность, измеренную в определенной точке кривой, и дуговую эластичность, измеренную на отрезке кривой.

11. На эластичность спроса влияют наличие товаров-заменителей, доля затрат на приобретение товара в общем объеме потребительских расходов, время, имеющееся у потребителя для приспособления к изменению цены.

12.  Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, как изменится величина спроса на данный товар при изменении цены другого товара.

13. Эластичность спроса по доходу показывает, как изменится величина спроса при изменении дохода потребителей. Спрос эластичен по доходу для товаров роскоши и неэластичен для товаров первой необходимости.

14. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, имеющееся у производителя для того чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Чем длительнее временной период, тем выше эластичность предложения.

15. При неэластичном спросе сумма выручки продавцов изменяется в том же направлении, что и цена товара; при эластичном спросе сумма выручки изменяется в направлении, обратном направлению изменения цены товара; при спросе с единичной эластичностью сумма выручки не изменяется при изменении цены и объема продаж.