logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.25. «Фиаско рынка». Проблема внешних эффектов

 

В экономической науке выделяют ситуации так называемых «фиаско рынка», в которых общественное благосостояние не может быть максимизировано исключительно рыночными механизмами и требует вмешательства государства.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов (экстерналий).

Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта.

Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.

Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты возникают в связи с нечетко определенными правами собственности на блага и ресурсы и значительными издержками на определение и защиту прав собственности. Рынок не в состоянии сам решить данную проблему. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ.

Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов — устранении отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, полнее соответствующим общественным потребностям.