logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.24. Рыночная инфраструктура

 

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры:

совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка;

организаций, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).

Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты интерпретации данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.

Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известным является аукцион с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).

Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи.

Биржа труда (во многих странах ее роль выполняют различные службы занятости) осуществляет посреднические операции на рынке труда, здесь анализируется конъюнктуру данного рынка, ведется учет безработицы, выплачиваются пособия безработным и помогает им с трудоустройством.

На товарной бирже осуществляются посреднические сделки с товарами, формируются цены на данные товары. Во многих сделках, даже производимых вне биржи, в качестве ориентировочной цены товара принимается его биржевая цена.

На фондовой бирже торгуют капитальными ресурсами в нематериальных формах (т.е. не машинами и зданиями, а акциями, облигациями и другими ценными бумагами).

К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы.

Брокерская фирма (брокер) — это коммерческая организация, осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов, ценных бумаг и т.д. от имени своих клиентов. Фирму, которая проводит внешнеторговые операции (импорт и продажу внутри страны зарубежных товаров, экспорт и продажу за рубежом товаров национального производства), обычно называют торговым домом.

Холдинг — это фирма, капитал которой формируется из пакетов акций других компаний, обычно для координации и контроля над их деятельностью с целью получения прибыли.

Страховая компания — финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков).

Торгово-промышленная палата — коммерческая организация, в задачу которой входит содействие развитию торговых связей рыночных субъектов страны с зарубежными партнерами.

Аудиторская фирма — независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учетную деятельность предприятий по их заказу.