logo search
Bytyk_Ekonom_teor

2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов

Если даже не учитывать влияния монополизации, то все равно следует выде­лить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределение ресурсов:

  1. создание общественных благ;

  2. производство или потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы).

Рассмотрим их в отдельности.

К общественным благам относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям (противопаводковые сооружения), система национальной обороны и безопасности, а также фундаментальные иссле­дования (их результаты и многие технические средства). Социальные блага обыч­но неделимы и потому не могут быть проданы частному потребителю. Кроме того, на них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт полу­чают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену.

Другими словами, по отношению к общественным благам не существует дей­ственных способов отстранения индивидуальных потребителей от пользования их выгодами, как только эти блага появляются. Поэтому рыночная система вообще не производит их, ибо они не подлежат продаже негосударственным структурам. Со­циальные блага создаются только госсектором, точнее, только за счет государства. Они производятся или госпредприятиями, или по заказам государства в негосу­дарственном секторе (различные средства вооружения, космических и термоядер­ных исследований, береговые системы оповещения и др.). Таким образом, их фи­нансирование осуществляется только за счет налогообложения, т. е. на основе при­нудительной мобилизации источников денежных средств. Правда, в качестве ис­ключения (подтверждающего правило) можно назвать добровольные пожертвова­ния, например, на национальную оборону во время войны или деятельность меце­натов, выделяющих средства на фундаментальную науку и различные отрасли культуры и искусства.

Что касается побочных эффектов, то они возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением известных продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в эконо­мике называют переливами. Выделяют два их противоположных вида.

1. Издержки перелива — отрицательные побочные эффекты. Когда производ­ство или потребление определенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не участвуют ни в производстве, ни в потреблении данного блага. Например, не работающий в производстве и сбыте табачных изде­лий некурящий человек часто страдает от курения других, или не занятый в созда­нии и реализации автомобилей и не имеющий своего автомобиля человек неред­ко испытывает на себе все «прелести» автомобильных выхлопов и шумов. Вообще, загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления различ­ных продуктов (если ни в их создании, ни в пользовании ими не участвует прямо конкретный субъект) является классической областью разнообразных отри­цательных побочных эффектов.

Издержки перелива свидетельствуют, что ресурсы распределяются нерацио­нально: или на производство продуктов, имеющих отрицательные побочные эф­фекты, выделяется слишком много ресурсов; или на защиту окружающей среды от отходов производства и потребления данных продуктов направляется недоста-

173

точно средств. Для частичной оптимизации распределения ресурсов в связи с этим необходимо государственное вмешательство. Оно обычно выражается:

а) в законодательном запрещении или ограничении определенных видов за­ грязнения посредством введения и повышения предельно допустимых концентра­ ций вредных веществ. Это заставляет виновных нести дополнительные расходы на очистные сооружения или на внедрение экологически чистых (малоотходных и безотходных) технологий. В результате издержки перелива уменьшаются или ликвидируются, становясь элементами внутренних затрат субъектов, заинтересо­ ванных в производстве и потреблении соответствующих продуктов;

б) в установлении специальных налогов на реализацию продуктов, производ­ ство или потребление которых создают отрицательные побочные эффекты. При­ мером этого являются акцизы [от франц. accise] на бензин, алкогольные напитки и табачные изделия. Акцизы соответственно повышают цены данных продуктов и, следовательно, могут, с одной стороны, ограничивать спрос на них, а с другой — аккумулировать в руках государства налоговые поступления, которые используют­ ся им на охрану окружающей среды и поддержание здоровья населения. Таким образом перераспределяются ресурсы.

2. Выгоды перелива — положительные побочные эффекты — наблюдаются тогда, когда определенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта, но и другим лицам и обществу в целом. Например, про­филактическая медицина в виде обследований и прививок от тех или иных забо­леваний выгодна как тем, кого они коснулись, так и остальным, ибо вероятность распространения соответствующих заболеваний снижается. Образование, которое выгодно не только преподавателям и учащимся, но и обществу в целом, в том числе бизнесу, получающему дополнительные возможности применения современ­ной технологии, требующей квалифицированной рабочей силы. Внедрение резуль­татов НИОКР, приносящее пользу как их разработчикам, применяющим их у себя, так и всем потребителям их продукции, ставшей или качественнее, или дешевле, или экологически чище.

Сам по себе рынок недостаточно направляет ресурсов на производство благ, имеющих положительные побочные эффекты. Ведь при полностью платных про­филактической медицине и образовании многие несостоятельные люди, едва сво­дящие концы с концами в удовлетворении элементарных материальных потреб­ностей, вряд ли смогут и даже сочтут нужным раскошелиться на услуги этих сфер. Вследствие этого утратят потенциальную выгоду от развития образования и здравоохранения как сами эти люди, так и общество в целом, в том числе бизнес, получающий в этом случае недостаточно подготовленные кадры с ослабленным здоровьем. Чтобы оптимизировать распределение ресурсов с точки зрения доста­точного их выделения в сфере с выгодами перелива, в данный процесс должно вмешаться государство.

Главные меры, которые в этом случае применяет государство.

  1. Увеличение спроса путем обеспечения потребителей платежными средства­ми, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выго­дами перелива (в США, например, применяются продовольственные талоны для обеспечения нищих продуктами питания, что одновременно является и профилак­тикой многих заболеваний). Выплата стипендий тоже относится к подобным мерам, так как выдается только студентам, которые тратят ее, конечно, не только на цели обучения, но лишь до тех пор, пока обучаются на соответствующем уровне.

  2. Увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субси­дирования их производителей. Например, дотации фермерам, негосударственным

174

учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта и др. Высту­пая в виде налогов наоборот, они стимулируют расширение выпуска соответствую­щих товаров и услуг.

3. В случаях, когда выгоды перелива от определенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, т. е. учреждает организации госсектора, которые по заниженным тарифам или бес­платно предоставляют населению услуги образования, здравоохранения, жилищ­но-коммунального хозяйства, транспорта и связи общего пользования. Иногда го­сударство берет на себя функцию собственника и в таких сферах, как добывающая промышленность и банковское дело, поскольку они ощутимо влияют на общую конъюнктуру рынка и могут вызвать ее ухудшение вследствие злоупотреблений частных монополистических структур.

Если объемы производства продуктов индивидуального потребления и необ­ходимых для их выпуска ресурсов определяются структурой совокупного спроса населения и бизнеса, т. е. их денежными голосами, то масштабы выработки общес­твенных благ и продуктов со значительными выгодами перелива (квазиобщес­твенных благ) детерминируются в демократическом государстве политическим голосованием граждан на выборах. Эти масштабы зависят от приоритетов эконо­мической политики, которые намерены реализовать победившие партии и лидеры. При этом, коль скоро они берут курс на увеличение производства социальных и квазисоциальных благ, то соответствующие программы потребуют дополнительно­го финансирования из госбюджета, для чего обычно нужно усилить налоговое бре­мя. Это при прочих равных условиях снижает платежеспособность населения и предпринимателей, сокращая их спрос на продукты индивидуального потребления и необходимые для их создания ресурсы. Новые налоговые поступления, требую­щиеся для реализации социальных программ, направляются на закупку соответ­ствующих продуктов и ресурсов. Таким образом, госсектор расширяется за счет негосударственного. В США за 1929—1988 гг. госрасходы на закупку товаров и услуг возросли с 9 млрд до 964 млрд дол. Госзакупки особенно увеличились в годы Второй мировой войны, как и во всех воюющих странах. В настоящее время во всех развитых государствах на госзакупки приходится существенная доля со­вокупного спроса. Например, в США и Великобритании около 20% валового на­ционального продукта выкупается государством.

Госзакупки при изменении их объемов и состава меняют не только соотноше­ние между секторами, сферами и отраслями экономики. Они модифицируют со­вокупный спрос и его соотношение с совокупным предложением. Таким образом, манипулируя объемом и структурой своих закупок, государство перераспределяет ресурсы и изменяет емкость рынка различной продукции. Госзакупки в развитых странах являются добровольными в смысле участия в них негосударственных фирм в качестве продавцов. Более того, за получение госзаказа идет жесткая борьба. В бывшем СССР государство было всеохватывающим и директивным посред­ником между государственными и колхозно-кооперативными предприятиями, для которых в соответствии с централизованным планированием, снабжением и сбы­том закупки у государства и продажи государству носили обязательный харак­тер. В постсоветской Украине, особенно в период с 1994 г., произошло резкое со­кращение госзакупок, что вместе с засилием импорта и угнетением платежеспособ­ности населения катастрофически сузило внутренний рынок отечественных про­изводителей, расширило безработицу и подорвало уровень жизни, отбросив Украину по индексу человеческого развития за 1994— 1998 гг. с 45-го на 95-е место в мире. К каким последствиям приводят самоустранение государства от производства

175

общественных и квазиобщественных благ, на примере Украины свидетельствуют следующие цифры: за годы реформ количество наркоманов возросло в 3,8 раза, венерических заболеваний — в 15 раз, смертность от туберкулеза — в 18 раз. В настоящее время в Украине зарегистрировано 5 млн человек с сердечно-сосудис­тыми заболеваниями, 1 млн — с сахарным диабетом, 20 тыс. — больных СПИДом, 200 тыс. — спидоносителей. К началу 1997/98 учебного года была закрыта 81 школа в сельской местности, сокращено 16,7 тыс. классов, ликвидировано 164 проф­техучилища. За 6 лет финансирование науки сократилось в 16 раз, численность ученых — в 2 раза, поступление книг в библиотеки — в 4 раза. Все это — свиде­тельства подрыва кругооборота ценностей в отношениях между украинским госу­дарством, с одной стороны, и населением — с другой.