logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.1. Методология политэкономии

Гносеология [от греч. gnosisпознание и logos — слово, учение] экономичес­кой теории близка прежде всего гуманитарным областям знания, но имеет и свои особенности, обусловленные своеобразием предмета. Ее главными средствами яв­ляются следующие способы познания.

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Собрав эмпирические дан­ ные, экономическая наука выводит из них категории и законы хозяйственной жизни. Они, как отмечалось, носят абстрактный характер. Но истина, как известно, конкретна, целостна. Поэтому политэкономия должна диалектически [от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор] выстроить выводимые ею категории и законы в систему, образующую их единство и борьбу, идеально отражающих про­ тиворечивость хозяйственной реальности.

Экономическая теория стремится приблизить вырабатываемую ею систему за­конов и категорий к осмысленной полноте хозяйственной жизни, осуществляя вос­хождение от абстрактного к конкретному. Трудность данного процесса связана, во-первых, с наличием противоречий между сущностью и явлением, его содержанием и формой, несовпадение которых и делает необходимой саму науку как таковую, а во-вторых, с существованием противоречий между самими явлениями хозяй­ственной действительности и, следовательно, противоречий между их сущностями, содержаниями и формами, что нужно учитывать при теоретическом сведении их в систему законов и категорий. К тому же, экономическая реальность постоянно изменяется, требуя соответствующего эволюционного [от лат. evolutio — разверты­вание] или революционного [от лат. revolutio — поворот, переворот] обновления отражающей ее системы категорий и законов.

  1. Индукция [от лат. inductio — наведение, побуждение]. Это способ перехода от частного к общему, т. е. выявления в ряде наблюдаемых феноменов сходного, одинакового, универсального [от лат. universalis — общий, всеобщий]. Данный про­цесс характерен для обработки наукой эмпирического материала, определения сущ­ностей и классификации явлений через формулирование категорий и законов. Индукция есть переход от эмпирически конкретного к абстрактному.

  2. Дедукция [от лат. deductioвыведение]. Она состоит в переходе от общего к частному. Но это не просто прием, обратный индукции. Дедукция означает, с одной стороны, распространение познанных законов на те области экономической действительности, из наблюдения которых они прямо не выводились, но в которых имеют место необходимые и достаточные условия для их действия, хотя возможно и в специфической форме, а с другой — восхождение от абстрактного к конкретно­му, т. е. конкретизацию системы категорий и законов применительно к обстоятель­ствам определенного времени и места. На разных этапах, в различной природной и социальной среде одни и те же экономические законы реализуются с известны­ми особенностями, что должен улавливать дедуктивный метод.

  3. Анализ [от греч. analysis — разложение, расчленение]. Прием сводится к расчленению (для науки, естественно, в сознании исследователя) изучаемого объекта на его составные компоненты [от лат. componens — составляющий] и исследова­ние имманентных им особенностей. Анализ может быть более или менее глубоким, если компоненты изучаемого объекта сами содержат составные части. В таком случае возможно дальнейшее углубление анализа, т. е. разложение самих компо­нентов на их части с целью уяснения присущих им законов. Анализ углубляется еще больше, когда эти части в свою очередь имеют какие-то элементы [от лат. elementum — стихия, первоначальное вещество].

27

5. Синтез [от греч. synthesis — соединение]. Способ познания, предполагаю­ щий соединение уже проанализированных частей в модель или систему категорий и законов, отражающих объект исследования в целом. Синтез — это не только сведение вместе законов и категорий, свойственных компонентам данного объекта, но также и выявление законов, характеризующих взаимосвязи этих компонентов между собой, — законов, соединяющих компоненты в противоречивое целое.

Результат синтеза — идеальный теоретический портрет целостного объекта познания. Синтез, как и анализ, также может быть многоступенчатым. Коль скоро синтезируемый объект сам является частью более обширного целого, то синтез можно продлить, конструируя модель этого более масштабного целого путем учета всех проанализированных и просинтезированных его компонентов, а также определе­ния законов их взаимодействия между собой.

  1. Качественное исследование. Оно сводится к теоретической идентификации [от лат. identifico — отождествляю] изучаемых объектов и их частей, позволяет квалифицировать и классифицировать каждый из них с его особыми экономичес­кими законами, выраженными в специфических категориях. Следовательно, каче­ственное исследование дает возможность прежде всего научно выделить и катего­риально обозначить каждый объект изучения и его части. Оно включает в себя и анализ, и синтез.

  2. Количественное исследование. Оно предполагает тоже анализ и синтез и исходит из того, что количество есть снятое качество. Когда осуществляют коли­чественный анализ и синтез, тогда явления рассматривают с точки зрения их раз­мерности, величины и масштабности, допуская их качественную однородность, но, акцентируя не качественные признаки, а их числовые значения: количество единиц, длительность, площадь, объем, вес, температура, давление, скорость изменения и др. Эти показатели измеряются в различных условных единицах, которые могут быть абсолютными или относительными.

Количественное исследование непосредственно представляет статистика [от лат. status — состояние] и экономико-математические методы. Они дают фактическую пищу для качественного изучения соответствующих сторон хозяйственной жизни, позволяют иллюстрировать [от лат. illustrare — освещать, изображать] и подтвер­ждать те или иные выводы с помощью таблиц, графиков и формул, а также прово­дить на их базе сопоставление во времени и пространстве. Важность количествен­ного исследования определяется тем, что, как известно, все познается в сравнении.

8. Единство исторического и логического. Оно заключается в том, что сколько- нибудь полное изучение любого явления требует не только познания присущих ему внутренних и внешних зависимостей в конкретный момент времени, т. е. не просто в статике, но также в исторической динамике его изменения. Иначе говоря, чтобы исследовать данное явление, необходимо выяснить, как оно зародилось, ка­ кие этапы в своем развитии прошло, в каком виде выступает в настоящее время и чем характеризуются его возможные перспективы. Все это предполагает: осмыс­ ление имманентных рассматриваемому явлению противоречий, которые представ­ ляют собой его внутренние источники самодвижения; уяснение адекватных ему качественных и количественных параметров, без чего нельзя определить меры перехода количественных метаморфоз в качественные, возникающих в процессе его развития; и, наконец, усвоение отрицания отрицания, происходящего в истори­ ческой судьбе каждого явления. Ведь в жизни любого из них, как и в действии всех законов объективной реальности, есть единство и борьба противоположнос­ тей, переход количественных изменений в качественные и отрицание отрицания, т. е. осуществление общедиалектических закономерностей.

28

Все перечисленные приемы познания можно разграничивать с некоторой услов­ностью, поскольку они не просто тесно взаимосвязаны, но и проникают друг в друга: дедукция немыслима без индукции, синтез — без анализа, количественное исследование — без качественного; а все вместе они обеспечивают переход от конкретного к абстрактному и восхождение от абстрактного к конкретному. Ме­тод политэкономии оказывает определенное воздействие и на последовательность ее изложения в учебном процессе.