logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.2. Фазы малых циклов

Большинство экономистов, хотя зачастую и под разными названиями, выделя­ют 4 фазы малых циклов: подъем, кризис, застой, оживление. Кратко опишем каж­дую из них.

1. Экономический подъем. Для него характерно увеличение чистых инвести­ций в производство ресурсов и предметов потребления, рост курса ценных бумаг, сокращение безработицы, возрастание доходов и сбережений населения и бизнеса. Это вызывает повышение платежеспособности физических и юридических лиц и превышение совокупного спроса над предложением, что обусловливает известный рост общего уровня цен как на предметы потребления, так и на ресурсы. Исходя из этого, фирмы стремятся расширить предложение за счет новых капиталовложений, что вызывает увеличение спроса на кредит и в известный момент порождает воз­растание процентных ставок.

Однако, несмотря на некоторое удорожание ресурсов и кредита, предпринима­тели, желающие в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой, про­должают наращивать производство и предложение, в том числе за счет заемных

30*

467

средств, вследствие чего происходит дальнейшее повышение ставок процента и цен на ресурсы, в особенности материальные (в связи с расширением спроса на них). Одновременно наблюдается некоторое отставание роста цен на предметы потребления (по сравнению с повышением общего уровня цен) в силу того, что повышение зарплаты, составляющей основной вид доходов населения, хотя и про­исходит, но медленнее, чем других доходов (прибыли, ренты, процента), а потреби­тельский кредит начинает сокращаться ввиду возросших ставок процента. К тому же растет доля доходов, идущая на сбережения в связи с повышенными процента­ми по вкладам, и уменьшается удельный вес той части доходов, которая направля­ется на текущее потребление, т. е. включается в совокупный спрос. Все это затрудня­ет сбыт предметов потребления, особенно долговременного пользования (жилья, автомобилей, бытовой техники и др.).

2. Кризис перепроизводства. Он в первую очередь касается производства пред­ метов потребления и состоит в превышении их совокупного предложения над спросом на них. Это снижает выручку компаний, поставляющих их на рынок, так как цены предметов потребления начинают падать или их рост замедляется. В результате они не могут оплатить часть заказов на покупку ресурсов. Вследствие этого фирмы, производящие материальные ресурсы, также наталкиваются на пре­ пятствия, связанные с кризисом сбыта. Многие бизнесмены, взявшие ссуды на вы­ пуск продукции в расчете на выручку от ее реализации, оказываются неплатежеспо­ собными и пытаются получить новые займы (часто по завышенным ставкам про­ цента), но не для расширения хозяйственной деятельности, а для погашения ста­ рых ссуд и избежания банкротства.

Создавшаяся ситуация еще более удорожает кредит и вызывает цепь банкротств, в том числе среди банков, ибо многие вкладчики в данных условиях предпочитают изъять свои бессрочные депозиты и вклады, срок которых истекает. В связи с неплатежеспособностью банков несут ущерб и их клиенты, из-за этого резко сужа­ются кредитные ресурсы и возможности фирм выйти из состояния неплатежеспо­собности за счет новых ссуд для погашения старой задолженности. Названные про­цессы разворачиваются на фоне общего сокращения производства, занятости и до­ходов, что еще более снижает совокупный спрос, ухудшает конъюнктуру.

3. Застой (стагнация, депрессия). Эта фаза начинается тогда, когда совокуп­ ное предложение падает до уровня сократившегося совокупного спроса. Массовое банкротство прекращается, конъюнктура вялая, но уже не наблюдается ее дальней­ шего ухудшения.

Значительная часть производственных мощностей бездействует, незанятость трудовых ресурсов достигает больших масштабов. При неблагоприятных ценах на готовую продукцию выживают только те фирмы, которые в условиях предшество­вавшего подъема успели повысить свой технологический уровень, обеспечивший снижение себестоимости, а также те, которые сумели избежать чрезмерной кредит­ной и ненадежной дебиторской задолженности. Они могут с прибылью продавать продукцию и по снизившимся ценам, тем более, что цены на ресурсы при застое и недогрузке мощностей оказываются приемлемыми.

4. Оживление. Поскольку в фазе стагнации цены на ресурсы и ставки про­ цента обычно ниже, нежели в фазе подъема, то оставшиеся на плаву предпринима­ тели за счет собственных и заемных средств инициируют обновление производ­ ственного аппарата после того, как панические настроения фазы кризиса улягутся и возобладает оптимизм хозяйственных ожиданий. Их техническое перевооруже­ ние создает дополнительный спрос на средства производства и увеличивает число рабочих мест в отраслях, производящих их. Соответственно уменьшается безрабо-

468

тица и повышается платежеспособность населения, расширяется спрос на предме­ты потребления и в конечном итоге увеличивается их выпуск. Отсюда дополни­тельные рабочие места и рост доходов.

Таким образом, совокупный спрос постепенно возрастает, формируя простор для все более активного оживления экономики по сравнению с фазой застоя. Ожив­ление перерастает в экономический подъем нового малого цикла тогда, когда масшта­бы экономической активности по основным показателям превосходят их предкри­зисные значения, т. е. уровни, достигнутые в ходе предыдущего подъема. И все по­вторяется снова, хотя новый цикл приобретает определенные особенности. К. Маркс разбивал промышленный цикл на 4 фазы, которые охарактеризованы выше. Многие современные экономисты выделяют в нем только две фазы: подъем и рецессию [от лат. recessusотступление]. По широко используемой методике, принятой Нацио­нальным бюро экономических исследований США, этот цикл (как и у К. Маркса) расчленяется на 4 фазы: вершину (пик, бум), сжатие (рецессию, депрессию, спад), дно и оживление (расширение). Различие в определении фаз промышленного цикла в какой-то мере объясняется тем, что развертывание некоторых из данных циклов, особенно после Второй мировой войны, характеризовалось отсутствием или, в мень­шей степени, слабой выраженностью фаз застоя, оживления либо подъема.

Для описания рыночной конъюнктуры при прохождении экономикой фаз промышленного цикла применяются известные макрохозяйственные показатели. Последние подразделяются на проциклические, контрциклические и ацикличес­кие. Проциклические в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада — снижаются; к ним обычно относятся степень загрузки мощностей, размеры прибыли и зар­платы, уровень кредитования и цен (хотя с 50-х годов XX в. господство монополий и госрегулирование привели к тому, что уровень цен в фазе кризисов перестал падать, фиксируя такое явление, как стагфляция [от лат. stragnum — неподвиж­ность и inflatioраздувание], которое выражается в переплетении рецессии с повышением уровня цен). Контрциклические параметры ведут себя противополож­ным образом: в фазе бума падают, а в фазе кризиса — растут; к ним принадлежат, как правило, товарные запасы, безработица, число банкротств. Ациклические пока­затели ведут себя безразлично к фазам цикла, в которых оказывается экономика; например, объем экспорта продукции.

Национальное бюро экономических исследований США также дифференциру­ет параметры по критерию синхронизации [от греч. sun — вместе и chronos — время] на опережающие, запаздывающие и совпадающие. Опережающие достига­ют своего макси-мума (или минимума) перед пиком (либо рецессией) — это, в частности, размеры товарных запасов и денежной массы. Запаздывающие, наобо­рот, получают высшие (или низшие) значения после бума (либо спада), в том числе уровень занятости и удельные расходы на оплату труда. Совпадающие па­раметры ведут себя адекватно фазам цикла, например, объемные показатели про­изводства и инфляция (хотя, как уже отмечалось, со второй половины XX в. паде­ния цен в фазе кризиса не происходит).

В настоящее время не удается (если отвлечся от случайных угадываний) точ­но предсказать поведение рыночной конъюнктуры. Это обусловленно рядом обстоя­тельств:

г

469