logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории

Экономическая теория так или иначе отражает классовые и национальные отношения, складывающиеся в обществе, ибо изучение экономических отношений не может не выходить на фиксацию [от лат. fixusпрочный, закрепленный] и

25

интерпретацию [от лат. interpretatio — толкование, разъяснение] экономических интересов не только отдельных субъектов хозяйственной жизни, но и разных со­циальных групп и наций. При этом различные школы экономической теории в большей мере отстаивают интересы какого-то одного класса или одной нации, де­монстрируя тем самым, вольно или невольно, свой классовый или национальный характер. В классовом или национальном характере различных направлений эко­номической теории нет ничего предосудительного. Каждый класс или нация отли­чается особенностями в общественной психологии, представляющей обыденный уровень общественного сознания, выраженный в традициях, обычаях, нравах, сте­реотипах. Соответственно, у разных классов или наций не может быть одинаковой идеологии, которая выступает в качестве теоретического уровня общественного сознания, представленного различного рода учениями, прямо или косвенно отстаи­вающими интересы данного класса или нации.

Исходя из различия общественной психологии и общественной идеологии разных классов или наций, формируются условия множественности политичес­ких течений и партий, без которой немыслима демократия. Тот факт, что разные направления экономической теории в той или иной мере отражают интересы элиты определенных классов или наций, свидетельствует о выполнении экономической наукой, как и другими гуманитарными дисциплинами, идеологической функции. И в этом нет ничего негативного, поскольку теоретическое миросозерцание каждо­го класса или нации имеет право на выражение. Однако лишь та концепция может претендовать на познание истины, которая не гипертрофирует [от греч. hyperнад, сверх и trophe — питание] свой классовый или национальный характер в ущерб общечеловеческим ценностям. Такая гипертрофия возникает прежде всего в тех случаях, когда идеология какого-либо класса или нации превращается в офи­циальную идеологию государства и насильственно навязывается всем гражданам общества.

Таким образом, губительна для экономической теории не ее идеологическая функция сама по себе, а искусственная абсолютизация данной функции. Именно абсолютизация нарушает оптимальное соотношение между всеми функциями эко­номической науки, приводит к ее чрезмерной идеологизации и подавляет тем са­мым отправление ею познавательной, практической и методологической функций.

В постсоветский период в Украине достаточно четко просматривалась тенден­ция известного ограничения свободы слова средств массовой информации, особен­но электронных, в научно-информационной области. Такое положение опасно воз­можностью борьбы с инакомыслием и в гуманитарных науках, в том числе в эконо­мической теории. Если плюрализму [от лат. pluralisмножественный] мнений снова будет положен конец, то результатом станет гипертрофия идеологической функции экономической науки над ее другими функциями, а отсюда и неизбеж­ный застой в экономической теории. В этом случае будет выхолащиваться и ее метод.