4.2. Группа Всемирного банка
Всемирный банк (ВБ) — многосторонняя кредитная организация, состоящая из 5 тесно связанных между собой учреждений, входящих в систему ООН, общей декларируемой целью которых выступает финансовая помощь развивающимся странам. Во Всемирный банк входят:
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. для предоставления кредитов отсталым государствам.
653
Международная финансовая корпорация (МФК), учрежденная в 1956 г. для содействия экономическому прогрессу развивающихся стран путем поддержки частного сектора в них.
Международная ассоциация развития (MAP), основанная в 1960 г. для выдачи кредитов на особо льготных условиях беднейшим странам.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. для расширения межстрановых инвестиций посредством предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.
Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), образованное в 1988 г. для поощрения иностранных инвестиций в хозяйство отсталых государств через предоставление гарантий инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками. На долю группы Всемирного банка приходится не менее половины всех средств, выделяемых межправительственными организациями на помощь развивающимся странам.
МБРР основан в результате подписания 28 государствами Бреттон-Вудсских соглашений (июль 1944 г.). Он определил свои отношения с ООН путем заключения в 1947 г. с ГА ООН соглашения, в соответствие с которым МБРР является независимой международной организацией, имеющей свое представительство в ГА, ЭКОСОС, в региональных экономических комиссиях ООН и ПРООН. Он считается специализированной организацией ООН, хотя последняя отказалась выдавать МБРР рекомендации по его кредитной политике. Устав МБРР неоднократно менялся. Его членами могут быть только члены МВФ, число которых за 1984 —1997 гг. возрасло со 148 до 180 государств. Главная цель МБРР состоит в содействии капиталовложениям в развивающиеся страны для ускорения их развития, в том числе через предоставление займов и гарантий. Обычно кредиты МБРР выдаются при соблюдении странами-заемщиками ряда условий, означающих вмешательство в их внутреннюю социально-экономическую политику: обеспечение благоприятного климата для ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных инвесторов от налогов (вывоз прибыли); предоставление гарантий от национализации иностранного капитала и др.
Высшим органом МБРР является Совет управляющих, к полномочиям которого относятся: прием новых членов, определение его политики, принятие решений о размерах его уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом МБРР выступает его Директорат из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами с наибольшей долей в уставном капитале, а 19 избираются Советом управляющих. Директорат выбирает Президента, который ведет оперативное руководство деятельностью МБРР и отвечает за штат служащих.
Уставный фонд МБРР, образовавшийся путем подписки стран-членов, первоначально не превышал 10 млрд дол. и увеличивался в 1959, 1980 и 1988 гг., составив в 1997 г. 182 млрд дол., из которых 11 млрд — оплаченный капитал, а 171 млрд дол. — часть подписки, какая может быть востребована лишь в случае отсутствия у МБРР ресурсов для срочного погашения его обязательств. Последняя часть служит гарантийным фондом займов МБРР на мировом рынке, общая сумма кторых достигла в 1997 г. 10 млрд дол., являясь источником его кредитных операций наряду с его нераспределенной прибылью и средствами, возвращаемыми получателями его ссуд. МБРР предоставляет средне- и долгосрочные кредиты правительствам государств-участниц и частному капиталу под гарантии соответствующих правительств, осу-
654
ществляя контроль за их использованием при обязательном исполнении странами-заемщиками его рекомендаций и предоставлении требуемой им информации.
Приоритетом МБРР является развитие частного сектора и защита иностранного капитала в государствах-ссудополучателях. Его займы обычно не превышают 30% стоимости кредитуемых проектов, относящихся к развитию преимущественно инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь) при их тщательном отборе. После развала СССР в ходе постсоциалистических реформ МБРР стал выделять займы не под конкретные проекты, а на так называемую структурную адаптацию в соответствии с переходом заемщика к рыночной экономике. Россия, как и другие страны СНГ, вступила в МБРР и МВФ в 1992 г. Ее квота в обеих этих организациях составляет 3% их капитала. Квота РФ в общей сумме 333,2 млн дол. была внесена в конвертируемой валюте в размере 33,3 млн, а в национальной валюте — 299,9 млн дол. В 1998 г. Россия получила от МБРР кредит в размере 1,7 млрд дол., из которых 0,9 млрд были ранее согласованы, а 0,8 млрд — дополнительное финансирование; на 1999 г. — соответственно 4,3 млрд, 1,1 и 3,2 млрд дол.
Участие в МБРР означает вхождение в MAP, взнос в которую со стороны РФ определен в 136,6 млн дол., сделать его она должна в течении 10 лет. MAP — формально независимая организация со своим штатом и финансовой базой, но фактически является филиалом МБРР: Президент второго — это одновременно Президент первой. Однако если МБРР предоставляет свои займы на более длительные сроки и по меньшей ставке процента, чем коммерческие банки, то MAP выдает беспроцентные кредиты за счет стран-доноров. В MAP входило в 1986 г. 134, а в 1997 г. 159 государств-членов, разбитых на две категории: 1) 26 более развитых стран, 2) 133 менее развитые страны. Займы MAP получают беднейшие страны, когда, во-первых, имеют душевой годовой доход менее 1305 дол., во-вторых, обладают достаточной стабильностью, чтобы оправдать долгосрочные кредиты, в-третьих, испытывают серьезные трудности с платежным балансом, в-четвертых, нацеливают свою политику на экономическое развитие. Ее ссуды обычно даются на 50 лет с началом их погашения через 10 лет, возможностью возвращения по 1% долга за каждый год из последующих 10 лет и по 3% за оставшиеся 30 лет. Но они предоставляются для оплаты импорта товаров и услуг, хотя и без увязки их закупок в конкретных странах. Должностные лица МБРР совмещают свои обязаности в MAP. Источниками финансирования последней выступают: отчисления из прибыли МБРР, взносы подписчиков ее капитала, добровольные вклады более богатых членов MAP.
МФК также представляет собой филиал МБРР, имея собственные устав, штаты и финансы. Ее членами были в 1986 г. 126, а в 1997 г. 171 страна. Общая сумма инвестированного МФК капитала в частный сектор 102 государств оценивалась в 1997 г. в 84,3 млрд дол. Ее займы выдаются непосредственно предпринимателям без обязательных гарантий на 7 —12 лет и погашаются в той же валюте. В рамках МФК создан Фонд технической помощи, за счет которого оказывается содействие частным фирмам развивающихся государств. Высший орган МФК — Совет управляющих, состоящий из тех же лиц, что и Совет управляющих МБРР; то же касается Президентов и Исполнительных директоров этих двух структур. Финансовые ресурсы МФК образуются из: взносов государств-членов по их подписке на ее акции, отчислений от прибыли МФК (по процентам, дивидендам, доходам от продажи акций, платы за услуги, участия в прибылях) и операций с ценными бумагами, заемных средств и дотаций МБРР. В России МФК участвовала в реализации ряда отраслевых и региональных проектов.
МАИГ тоже является филиалом МБРР и специализированной организацией системы ООН. В ней насчитывается 134 страны-участницы. Она гарантирует ино-
655
странные инвестиции в производственную сферу главным образом развивающихся стран, страхует и перестраховывает некоммерческие риски (связанные с неконвертируемостью местных валют, возможностью экспроприации собственности, войной, гражданскими беспорядками и нарушением контрактов резидентами), содействует разработке проектов, оказывает техническую помощь и осуществляет информирование. В рамках МАИГ создана служба инвестиционного маркетинга, помогающая государствам-членам посредством предоставления услуг их иностранным инвесторам. Высшим органом МАИГ выступает Совет управляющих; а ее оперативную работу ведет Директорат во главе с Президентом, которым по совместительству является Президент МБРР. Финансовую базу МАИГ образует его основной капитал, состоящий из взносов государств-участников.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы