logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.2. Группа Всемирного банка

Всемирный банк (ВБ) — многосторонняя кредитная организация, состоящая из 5 тесно связанных между собой учреждений, входящих в систему ООН, общей декларируемой целью которых выступает финансовая помощь развивающимся стра­нам. Во Всемирный банк входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. для предоставления кредитов отсталым государствам.

653

  1. Международная финансовая корпорация (МФК), учрежденная в 1956 г. для содействия экономическому прогрессу развивающихся стран путем поддержки частного сектора в них.

  2. Международная ассоциация развития (MAP), основанная в 1960 г. для выда­чи кредитов на особо льготных условиях беднейшим странам.

  3. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. для расширения межстрановых инвестиций посредством предо­ставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

  4. Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), образо­ванное в 1988 г. для поощрения иностранных инвестиций в хозяйство отсталых государств через предоставление гарантий инвесторам от потерь, вызванных не­коммерческими рисками. На долю группы Всемирного банка приходится не менее половины всех средств, выделяемых межправительственными организациями на помощь развивающимся странам.

МБРР основан в результате подписания 28 государствами Бреттон-Вудсских соглашений (июль 1944 г.). Он определил свои отношения с ООН путем заключе­ния в 1947 г. с ГА ООН соглашения, в соответствие с которым МБРР является независимой международной организацией, имеющей свое представительство в ГА, ЭКОСОС, в региональных экономических комиссиях ООН и ПРООН. Он счита­ется специализированной организацией ООН, хотя последняя отказалась выдавать МБРР рекомендации по его кредитной политике. Устав МБРР неоднократно ме­нялся. Его членами могут быть только члены МВФ, число которых за 1984 —1997 гг. возрасло со 148 до 180 государств. Главная цель МБРР состоит в содействии капи­таловложениям в развивающиеся страны для ускорения их развития, в том числе через предоставление займов и гарантий. Обычно кредиты МБРР выдаются при соблюдении странами-заемщиками ряда условий, означающих вмешательство в их внутреннюю социально-экономическую политику: обеспечение благоприятного климата для ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных инвесторов от налогов (вывоз прибыли); предоставление гарантий от национали­зации иностранного капитала и др.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, к полномочиям которо­го относятся: прием новых членов, определение его политики, принятие решений о размерах его уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом МБРР выступает его Директорат из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами с наибольшей долей в уставном капита­ле, а 19 избираются Советом управляющих. Директорат выбирает Президента, ко­торый ведет оперативное руководство деятельностью МБРР и отвечает за штат служащих.

Уставный фонд МБРР, образовавшийся путем подписки стран-членов, первона­чально не превышал 10 млрд дол. и увеличивался в 1959, 1980 и 1988 гг., составив в 1997 г. 182 млрд дол., из которых 11 млрд — оплаченный капитал, а 171 млрд дол. — часть подписки, какая может быть востребована лишь в случае отсутствия у МБРР ресурсов для срочного погашения его обязательств. Последняя часть служит гаран­тийным фондом займов МБРР на мировом рынке, общая сумма кторых достигла в 1997 г. 10 млрд дол., являясь источником его кредитных операций наряду с его нераспределенной прибылью и средствами, возвращаемыми получателями его ссуд. МБРР предоставляет средне- и долгосрочные кредиты правительствам государств-участниц и частному капиталу под гарантии соответствующих правительств, осу-

654

ществляя контроль за их использованием при обязательном исполнении странами-заемщиками его рекомендаций и предоставлении требуемой им информации.

Приоритетом МБРР является развитие частного сектора и защита иностран­ного капитала в государствах-ссудополучателях. Его займы обычно не превышают 30% стоимости кредитуемых проектов, относящихся к развитию преимущественно инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь) при их тщательном отборе. После развала СССР в ходе постсоциалистических реформ МБРР стал выделять займы не под конкретные проекты, а на так называемую структурную адаптацию в соответ­ствии с переходом заемщика к рыночной экономике. Россия, как и другие страны СНГ, вступила в МБРР и МВФ в 1992 г. Ее квота в обеих этих организациях составляет 3% их капитала. Квота РФ в общей сумме 333,2 млн дол. была внесена в конвертируемой валюте в размере 33,3 млн, а в национальной валюте — 299,9 млн дол. В 1998 г. Россия получила от МБРР кредит в размере 1,7 млрд дол., из кото­рых 0,9 млрд были ранее согласованы, а 0,8 млрд — дополнительное финансиро­вание; на 1999 г. — соответственно 4,3 млрд, 1,1 и 3,2 млрд дол.

Участие в МБРР означает вхождение в MAP, взнос в которую со стороны РФ определен в 136,6 млн дол., сделать его она должна в течении 10 лет. MAP — фор­мально независимая организация со своим штатом и финансовой базой, но факти­чески является филиалом МБРР: Президент второго — это одновременно Прези­дент первой. Однако если МБРР предоставляет свои займы на более длительные сроки и по меньшей ставке процента, чем коммерческие банки, то MAP выдает беспроцентные кредиты за счет стран-доноров. В MAP входило в 1986 г. 134, а в 1997 г. 159 государств-членов, разбитых на две категории: 1) 26 более развитых стран, 2) 133 менее развитые страны. Займы MAP получают беднейшие страны, когда, во-первых, имеют душевой годовой доход менее 1305 дол., во-вторых, облада­ют достаточной стабильностью, чтобы оправдать долгосрочные кредиты, в-третьих, испытывают серьезные трудности с платежным балансом, в-четвертых, нацелива­ют свою политику на экономическое развитие. Ее ссуды обычно даются на 50 лет с началом их погашения через 10 лет, возможностью возвращения по 1% долга за каждый год из последующих 10 лет и по 3% за оставшиеся 30 лет. Но они предостав­ляются для оплаты импорта товаров и услуг, хотя и без увязки их закупок в кон­кретных странах. Должностные лица МБРР совмещают свои обязаности в MAP. Источ­никами финансирования последней выступают: отчисления из прибыли МБРР, взносы подписчиков ее капитала, добровольные вклады более богатых членов MAP.

МФК также представляет собой филиал МБРР, имея собственные устав, штаты и финансы. Ее членами были в 1986 г. 126, а в 1997 г. 171 страна. Общая сумма инвестированного МФК капитала в частный сектор 102 государств оценивалась в 1997 г. в 84,3 млрд дол. Ее займы выдаются непосредственно предпринимателям без обязательных гарантий на 7 —12 лет и погашаются в той же валюте. В рамках МФК создан Фонд технической помощи, за счет которого оказывается содействие частным фирмам развивающихся государств. Высший орган МФК — Совет управляющих, состоящий из тех же лиц, что и Совет управляющих МБРР; то же касается Прези­дентов и Исполнительных директоров этих двух структур. Финансовые ресурсы МФК образуются из: взносов государств-членов по их подписке на ее акции, отчис­лений от прибыли МФК (по процентам, дивидендам, доходам от продажи акций, платы за услуги, участия в прибылях) и операций с ценными бумагами, заемных средств и дотаций МБРР. В России МФК участвовала в реализации ряда отрасле­вых и региональных проектов.

МАИГ тоже является филиалом МБРР и специализированной организацией системы ООН. В ней насчитывается 134 страны-участницы. Она гарантирует ино-

655

странные инвестиции в производственную сферу главным образом развивающих­ся стран, страхует и перестраховывает некоммерческие риски (связанные с некон­вертируемостью местных валют, возможностью экспроприации собственности, вой­ной, гражданскими беспорядками и нарушением контрактов резидентами), содей­ствует разработке проектов, оказывает техническую помощь и осуществляет ин­формирование. В рамках МАИГ создана служба инвестиционного маркетинга, по­могающая государствам-членам посредством предоставления услуг их иностран­ным инвесторам. Высшим органом МАИГ выступает Совет управляющих; а ее оперативную работу ведет Директорат во главе с Президентом, которым по совме­стительству является Президент МБРР. Финансовую базу МАИГ образует его ос­новной капитал, состоящий из взносов государств-участников.