logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.2. Основные формы олигополии

В истории капитализма существовали разные формы олигополии. Некоторые из них ныне запрещены антимонопольным законодательством. Выделяют основные формы монополий.

  1. Картель [франц. cartel, итал. cartello, от cartaбумага, документ] — согла­шение между самостоятельными предприятиями одной и той же отрасли, кото­рые могут договариваться о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации их продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые това­ры, обмене патентами и др. В конце XIX — начале XX вв. картели получили особенно широкое распространение в Германии.

  2. Синдикат [лат. syndicatus, от syndicoрассматриваю, проверяю, греч. syndikos — действующий сообща] — более централизованная форма монополии, где входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятель­ность, соединяют и рыночную деятельность посредством создания единой конторы по сбыту их продукции. В конце XIX — начале XX вв. синдикаты были наиболее распространены во Франции и России.

  3. Трест [от англ. trust — доверие] — высшая форма монополии конца XIX — начала XX вв., при которой целиком объединяются не только снабженческо-сбы-товая деятельность, но также финансы и весь производственный процесс предприятий, входящих в него, утрачивающих вследствие этого свою юридическую самостоятельность, т. е . фактически становящихся филиалами [от лат. filialisсыновний] треста. В указанный период тресты наиболее широко были распростране­ны в США. Тогда они (так же, как картели и синдикаты) носили в основном одноотраслевои характер, но впоследствии, в силу диверсификации, многие из них стали многоотраслевыми.

  4. Концерн [от англ. concernобъединение] — форма монополии, которая наиболее соответствует диверсификации производства и капитала, ибо представ­ляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (становящейся материнской) их контрольных пакетов акций, причем вне жесткой зависимости от отраслевой принадлежности данных фирм (которые приобретают статус дочерних предприятий материнской компании, скупившей их контрольные пакеты акций). Как видим, концерны функционируют на базе лишь финансового господства головной компании над рядом других юридичес­ки самостоятельных фирм, материнской компании над дочерними фирмами.

Сегодня наиболее распространенной формой монополии во всех развитых стра­нах является концерн. Это обусловлено рядом причин.

155

Во-первых, концерн более всего вписывается в требования антимонопольного законодательства.

Во-вторых, концерн позволяет владельцам головной фирмы контролировать, хотя и менее жестко (чем, например, трест), гораздо большее число компаний, ибо для этого не нужно быть их полным собственником, достаточно лишь владеть их контрольными пакетами акций. Следовательно, равновеликий капитал при обра­зовании монополии в форме концерна обеспечивает значительно больший финан­совый контроль (не административный) над производством и реализацией.

В-третьих, концерн менее рисковая форма монополии, так как владельцы голов­ной компании отвечают за убытки дочерних фирм только в пределах контрольно­го пакета их акций, а не по всему капиталу последних. Кроме того, многоотраслевой характер большинства концернов повышает, как отмечалось, финансовую устойчи­вость материнской фирмы, поскольку конъюнктура редко оказывается плохой сра­зу во всех отраслях и в равной мере.

В-четвертых, концерн (в отличие от треста и даже синдиката) не сковывает инициативу работников и владельцев акций дочерних фирм, потому что в руках головной компании находится лишь контрольный пакет их акций, создающий иму­щественную базу для воздействия в нужном русле на стратегические решения, но отнюдь не требующий постоянного вмешательства во второстепенные вопросы хо­зяйственной деятельности подконтрольных предприятий.

В-пятых, концерн наиболее приспособлен к различного рода реорганизациям — поглощениям, слияниям, разъединениям, выделениям и другим преобразованиям. Ведь для этого зачастую достаточно купить или продать контрольный пакет акций (или его часть), что, конечно, само по себе не просто, но гораздо легче, чем продать или купить всю собственность фирмы. Это позволяет осуществлять достаточно гибкую структурную и финансовую политику материнской компании и ее владельцев. Кстати, только за 1975— 1985 гг. затраты на слияния и поглощения в США выросли с 12 до 100 млрд дол., а в Великобритании — с 0,5 до 7 млрд фунтов стерлингов. В 90-х годах на Западе прокатилась волна слияний крупнейших корпораций, в том числе автомобильных гигантов: в 1998 г. объединились «Крайслер» и «Дамлер-Бенц»; в том же году «Форд-мотор» приобрел контроль над «Ягуаром» в Великобритании, а в 1999 году — над «Вольво» в Швеции.

Утверждение монополий в виде других объединений (конгломераты, консорциу­мы [от лат. consortiumсоучастие], пулы [от англ. poolобщий котел], ринги [от англ. ringкольцо, круг]), как правило, менее устойчивых и долговременных, чем рассмотренные выше, сужает границы совершенной конкуренции.