§ 4. Регламентация фондового рынка
Фондовая биржа допускает к котировке в своем зале ценные бумаги далеко не всех корпораций. Чтобы получить такое право, корпорация должна иметь значительный выпуск акций. Кроме того, ее акции и облигации должны быть размещены среди достаточно широкого круга инвесторов. К тому же биржевой комитет при допуске ценных бумаг той или иной компании к биржевым торгам требует публикации данных о ее деятельности, в том числе балансов, отчетов о доходах, информации об объемах продаж, финансовых планов, а также объявлений о собраниях акционеров и др.
На Лондонской фондовой бирже, например, котируются государственные ценные бумаги и акции лишь около 12 тысяч фирм, а на Нью-Йоркской — государственные ценные бумаги и акции только около 2 тысяч корпораций. На остальных 12 фондовых биржах США обращаются ценные бумаги лишь 3 тысяч акционерных обществ, в то время как их общее число в данной стране превышает 3 млн.
Такие ограничения по допуску к биржевой котировке обусловлены стремлением избавить фондовую биржу от потрясений, связанных с курсовыми колебаниями ценных бумаг финансово неустойчивых компаний, колебаниями, которые могут дестабилизировать весь фондовый рынок, спровоцировать панику в его центральном звене — фондовой бирже.
Поскольку состояние дел на фондовой бирже не только отражает общее экономическое положение, но и оказывает на него мощное воздействие, то государство, начиная с 30-х годов XX в., законодательно регулирует процесс выпуска и обращения ценных бумаг, а также деятельность агентов биржевой торговли и самой фондовой биржи. Уже упоминавшийся украинский Закон о ценных бумагах и фондовой бирже также направлен на упорядочение этих процессов. В нем, в частности, предусмотрено, что все эмитенты ценных бумаг обязаны регистрировать их выпуск в финансовых органах. Последние должны зарегистрировать ценные бумаги эмитента не позднее 30 дней с момента подачи заявления при наличии у заявителя всех необходимых документов. Госкомиссия по ценным бумагам Украины уполномочена вести общий реестр их выпуска. При этом информация о выпуске ценных бумаг, подлежащих открытой продаже, должна быть опубликована в официальных средствах информации не менее чем за 10 дней до начала подписки на них.
Акции и облигации предприятий, подлежащие открытой продаже, допускаются для размещения не ранее 30 дней после такой публикации. При выявлении недостоверных данных размещение может быть приостановлено до внесения соответствующих уточнений.
Эмитент подобных ценных бумаг обязан не реже раза в год информировать общественность о своем годовом отчете, который публикуется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а также высылается владельцам именных акций и регистрирующему органу.
В нем должны содержаться такие данные об эмитенте:
информация о результатах хозяйствования за предыдущий год;
удостоверенные ревизором или аудитором сведения о финансовом состоянии, а также баланс за предыдущий год и отчет ревизора или аудитора;
основные сведения о дополнительно выпущенных ценных бумагах;
обоснование изменений в персональном составе должностных лиц.
Кроме того, эмитент обязан в течение двух дней отослать фондовой бирже и регистрирующему органу, а также опубликовать в официальной газете фондовой
589
биржи информацию об изменениях, которые произошли в его хозяйственной деятельности, если они воздействуют на курс ценных бумаг или размер доходов по ним.
Украинское законодательство предполагает, что деятельностью по выпуску и обращению ценных бумаг можно заниматься только по специальному разрешению госкомиссии. Разрешение на операции в области эмиссии ценных бумаг и торговли ими на коммерческих (дилерских) началах, т. е. за собственный счет от своего имени, в Украине имеют право получить лишь лица, имеющие внесенный уставной фонд не менее определенной величины. Что касается разрешения на осуществление в данной области так называемой комиссионной деятельности или деятельности на брокерских началах (от имени и за счет клиентов), то для его получения также нужно иметь внесенный уставной фонд не менее известной величины. Если же торговец, имеющий разрешение на проведение операций по выпуску и обращению ценных бумаг, окажется прямым или опосредованным владельцем имущества другого торговца в размере не менее 10% его уставного фонда (в том числе непосредственно более 5% уставного фонда), то он лишается прав на такую деятельность. Такое ограничение направлено на предотвращение монополизации фондового рынка. Кроме того, торговцы не имеют права торговать ценными бумагами собственного выпуска; акциями того эмитента, у которого они прямо или опосредованно владеют более 5% уставного фонда.
Стоимость соглашений, заключенных между торговцами ценных бумаг, но не выполненных в данный момент (так называемые открытые операции), по украинскому законодательству, не может превышать 5-кратного размера их уставного фонда. Если же торговец имеет разрешение не только на комиссионную и коммерческую деятельность в данной сфере, но и на операции по обслуживанию выпуска ценных бумаг своих клиентов, то подобные открытые позиции не должны превышать 10-кратного размера его уставного фонда. Все названные ограничения направлены на снижение риска деятельности в области сделок с ценными бумагами и обеспечение известного уровня стабильности фондового рынка.
Как показывает опыт развитых стран, государственное регулирование эмиссии ценных бумаг и биржевых операций не может полностью предотвратить возникновение биржевой паники, о чем свидетельствует, в частности, «черный понедельник» 19 октября 1987 г., когда курс акций, например, на Нью-Йоркской фондовой бирже упал сразу на 984 пункта (на 36%). Такое резкое падение курса никем не прогнозировалось, ибо биржевая торговля процветала. С 1983 по август 1987 гг. курс акций на этой бирже возрос в 3,5 раза, значительно повысились доходы биржевиков: за 1982 — 1986 гг. они увеличивались втрое быстрее, чем по стране в целом. За этот же период собственный капитал биржевых компаний утроился. Но в «черный понедельник» целый ряд из них обанкротился. Все это доказывает необходимость дальнейшего совершенствования биржевой деятельности, в том числе посредством ее законодательного регулирования.
Однако регулирование и контроль за эмиссией и обращением ценных бумаг не устраняют биржевой паники, поскольку она порождается стихийными процессами рыночной экономики, а также перепадами в ожиданиях инвесторов и биржевых спекулянтов. Об этом свидетельствует и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии (ЮВА), разразившийся осенью 1997 г., когда, например, лишь за август — октябрь курс акций на Гонконгской бирже упал на 40%. В 1998 г. этот кризис перекинулся в страны СНГ, где с августа наблюдалось многократное падение курсов ценных бумаг. Правда, эти паники были обусловлены спекуляциями, которые осуществлялись на фоне чрезмерной внешней задолженности данных государств
590
и их экономической зависимости от развитых стран. Осенью 1998 г. финансовый кризис распространился и на эти страны. Например, в сентябре индекс Доу-Джонса упал на 20%. Б. Клинтон (тогдашний президент США) констатировал в связи с этим, что мировая экономика вступила в самый глубокий за последние 50 лет кризис.
По мнению профессора И. Грущенко, этот валютно-финансовый кризис непосредственно связан с движением капиталов и кредитов в форме прямых и портфельных инвестиций. Развитые государства являются главными кредиторами, а зависимые — получателями долго-, средне- и краткосрочных государственных или частных займов и кредитов. Большой размах приобрели краткосрочные кредиты, которые чреваты «игрой без правил», когда «горячие» деньги стихийно перемещаются из страны в страну в погоне за спекулятивной сверхприбылью. С научной точки зрения лавины «горячих» денег означают несоответствие, отрыв финансовой системы от реальной экономики при помощи различного рода ценных бумаг (дериватов [от лат. derivatus — отведенный]), не обеспеченных физическими товарами (фьючерсов, опционов, форвард-контрактов и др.).
Чтобы понять фундаментальные причины развившегося в ЮВА в 1997 г. ва-лютно-финансового кризиса, продолжающегося и в 1998 г. во всем мире, обратимся к оценкам известного американского ученого-экономиста Линдона Ларуша. По его мнению, рынки капиталистического мира настолько взаимосвязаны, что обвалы в ЮВА неизбежно приведут к разрушению финансовой системы в Европе и во всем мире. Американский доллар сегодня является главенствующей валютой капиталистического мира. На его долю приходится около 2/3 валютных резервов капиталистических стран и международных расчетов, в т. ч. 70% внешней задолженности развивающихся стран. Ведущую роль в раскручивании мирового валютного кризиса, по мнению Л. Ларуша, играют 100 трлн дол. дериватов, отражающих все текущие годовые обязательства. Их сумма в 3 раза превышает объем ВВП, произведенного в 1996 г. во всем мире.
Мировые спекулянты типа Д. Сороса выбросили в 1997 — 1998 гг. миллиарды дериватов на валютных биржах ЮВА в странах с открытой экономикой и вызвали там обвал котировок акций, девальвацию денежных единиц. По данным Л. Ларуша, из 100 трлн дол. мировых дериватов США (5 банков) владеют 25%, Япония — 11,5, Франция — 10, Британия — 8, Германия — 6, Швейцария — 5,5% и т. д. Темпы роста денежных доходов, получаемых Западом от валютных спекуляций дериватами, в 3 раза превысили рост ВВП, получаемый реальной экономикой.
Сегодня рост реальной экономики (товаров и услуг) во всем мире составляет 3% в год. Это выражается в годовом приросте мирового производства и мировой торговли в 4,5 трлн дол. Но оборот финансовых ценных бумаг (дериватов) составляет 49 трлн дол. Именно поэтому хозяйства зависимых от МВФ стран практически отданы на откуп интересам крупных международных спекулянтов.
Как подчеркивает известный германский экономист Клаус Ное в еженедельнике «Ди Цайт» за 7 ноября 1997 г., «современная глобализованная система — сплошное безумие. Она полностью вышла из-под контроля». Эта система, по мнению К. Ное, сконцентрировала внимание на неолиберальной идеологии и ограничении функций государства в экономике.
О пагубности такого развития событий свидетельствуют потрясения, которые пережил фондовый рынок только в 2000 — 2001 гг. Назовем лишь наиболее тяжелые из них.
В апреле 2000 г. произошел очередной обвал курсов ценных бумаг на крупнейших фондовых биржах мира, отражая ухудшение общей конъюнктуры и рост цен на энергоносители; так, 14.04.2000 г. совокупное падение курсов акций в США пре-
591
высило 2 трлн дол., т. е. больше 7000 дол. на одного американца, а снижение 17-го апреля индекса Никкей достигло 7%.
Следующий обвал начался 12 марта 2001 г. В США только 12.03 курсовые потери составили 500 млрд дол. Индекс Никкей в Японии 13.03 упал до самого низкого за последние 25 лет уровня. Индекс Доу-Джонса снизился 14.03 еще на 317 пунктов и опустился ниже 10 000 пунктов, а индекс Нацдаг — на 43 пункта и стал ниже 2000.
Но особо мощный удар по глобализации и фиктивному капиталу нанес беспрецедентный теракт 11 сентября 2001 г. Когда 17.09 открылась Нью-Йоркская биржа (после четырехдневного перерыва, не имевшего аналогов со времен Великой депрессии), индекс Доу-Джонса упал сразу на почти 7%. В последующие месяцы нестабильность на фондовых рынках была весьма сильной, что объяснялось углублением кризиса перепроизводства, несмотря на экстренные меры западных государств по стимулированию бизнеса.
В целом, характеризуя роль фондового рынка, и в частности фондовой биржи, следует отметить, что они выполняют очень важные функции в макроэкономических процессах.
Во-первых, их деятельность повышает ликвидность ценных бумаг, что ускоряет их размещение последних, создавая для инвесторов широкую свободу выбора вариантов вложений своего капитала.
Во-вторых, фондовый рынок облегчает перелив капитала между отраслями и предприятиями, в результате чего возрастает эффективность народнохозяйственных процессов.
В-третьих, фондовая биржа улучшает ориентацию эмитентов и инвесторов посредством биржевой публичности курсов ценных бумаг, которая позволяет им сообразовывать свои планы с состоянием рыночной конъюнктуры, одним из важнейших индикаторов которой выступает динамика рыночных цен акций и облигаций.
Поэтому совершенствование регулирования фондового рынка должно быть ориентировано прежде всего на развитие реального капитала страны, не допуская подчиненного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы