2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
В Украине принят ряд законов, непосредственно регулирующих принципы, формы и способы приватизации, а также функции осуществляющих ее органов. Здесь нет необходимости подробно излагать данные законы и тем более принятые на их основе подзаконные акты, мы лишь охарактеризуем положения этих законов, которые отражают, с одной стороны, возможности участия граждан в данном процессе, а с другой — те «черные дыры» нормативной базы, которые превратили денационализацию в номенклатурную «прихватизацию».
1. Закон Украины о приватизации государственного жилищного фонда (от 19.06.1992 г.). Этот Закон является наиболее понятным и целесообразным нормативным актом разгосударствления. Он регулирует отчуждение квартир (домов) и относящихся к ним хозяйственным построек и помещений (подвалов, сараев и др.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины. Их приватизация осуществляется путем:
а) безвозмездной передачи гражданам квартир (домов) из расчета санитар ной нормы 21 м2 общей площади на каждого члена семьи съемщика и дополни тельно 10 м2 на семью;
б) продажи излишков общей площади квартир (домов) гражданам, прожива ющим в них или находящимся на очереди нуждающимся в улучшении жилищ ных условий.
Данный Закон установил льготы по безвозмездной приватизации жилья для отдельных категорий лиц. За гражданами, не изъявившими желания приватизировать занимаемое ими жилье, он сохраняет действующий порядок получения и пользования жильем на условиях найма.
Передача жилья в собственность граждан оформляется свидетельством, которое регистрируется в органах приватизации и не требует нотариального заверения. Содержание приватизированного жилья осуществляется за счет средств его собственников согласно правилам пользования жилыми домами и придомовыми территориями. Собственники квартир многоквартирных домов являются совладельцами вспомогательных помещений, технического оборудования и элементов
428
внешнего благоустройства домов и обязаны участвовать в общих расходах по их содержанию в соответствии с долей в имуществе дома, для чего они могут создавать товарищества индивидуальных владельцев. Именно необходимость содержания за свой счет приватизированного жилья его владельцами сдерживала в известной мере разгосударствление жилищного фонда. Кроме того, многих отпугивала перспектива уплаты ежегодного налога на недвижимость, введение которого в будущем предусмотрено этим Законом.
2. Закон Украины о приватизации небольших госпредприятий (малой приватизации) от 06.03.1992 г. Он установил механизмы денационализации целостных имущественных комплексов, чья балансовая стоимость в 1992 г. не превышала 1,5 млн крб., с 1993 г. — 20 млн крб., а с 1996 г. — 1 млн грн. Сферой его применения стали отрасли первоочередной приватизации: местная промышленность, промышленность стройматериалов, легкая и пищевая промышленность, строительство, отдельные виды транспорта, торговля и общепит, бытовое обслуживание, жи-лищно-эксплутационное и ремонтное хозяйство. Она осуществлялась путем выкупа объектов работниками соответствующих предприятий, продажи их на аукционе и по конкурсу.
Покупателями объектов малой приватизации не могут быть:
юридические лица, среди учредителей и участников которых есть хотя бы одно лицо, обладающее любой долей госсобственности;
лица, не имеющие права на участие в приватизации (ряд категорий служащих), за исключением использования ими приватизационных бумаг (ПБ).
Удельный вес объектов малой приватизации, продаваемых только за ПБ, не должен превышать 25%.
По этому Закону перечни объектов малой приватизации по каждому способу отдельно (аукцион, конкурс, выкуп работниками) утверждаются местными советами по представлению органов приватизации, о чем в месячной срок уведомляется администрация предприятий, включенных в один из перечней. Причем инициировать включение в них объектов вправе покупатели, на заявление которых орган приватизации обязан дать ответ не позже месяца с даты его подачи и с правом отказа в удовлетворении заявления только тогда, когда заявитель не может быть покупателем или есть законодательные ограничения на разгосударствление данного объекта. Эти сжатые сроки для принятия решений и широкий простор для инициативы денационализаторов являются почвой злоупотреблений под видом ошибок ввиду спешки.
Еще большие масштабы для злоупотреблений дает положение, согласно которому начальную цену продажи на аукционе и по конкурсу и цену выкупа работниками определяет орган приватизации, т. е. чиновники. К тому же срок подготовки к малой приватизации, которой занимаются данные органы, не превышает двух месяцев с даты включения объекта в один из ее перечней. Цена выкупа работниками и начальная цена продажи на аукционе и по конкурсу определяется как сумма восстановительной стоимости основных фондов и стоимости оборотных средств с учетом кредиторской и дебиторской задолженности. Причем они устанавливаются в результате инвентаризации объектов, организуемой органом приватизации, руководитель которого утверждает инвентаризационный акт, подписанный лицом, ответственным за оценку имущества. Тут заложены возможности для чиновничьего сговора, поэтому не удивительно, что так много объектов продано по «смешным» ценам.
К сказанному следует добавить, что, во-первых, перечень объектов, подлежащих выкупу работниками, публикуется без промедления — в течение 15 дней с момен-
429
та его утверждения; выкуп их возможен при создании работниками (и приравненными к ним лицам) товарищества покупателей, объединяющего не менее 50% работников и подающего заявление не позже 15 дней с даты публикации перечня (зачем такая спешка?), иначе объект продается на аукционе или по конкурсу.
Во-вторых, аукцион и конкурс проводятся при наличии не меньше трех покупателей: победителем аукциона становится тот, кто предложит наивысшую цену, а конкурса — наилучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта. Ведущий аукциона (лицитатор) и конкурсная комиссия вправе снижать окончательную цену на 30% по сравнению с начальной, что контролируется лишь чиновниками органов приватизации, ибо они назначают лицитатора и утверждают состав конкурсной комиссии, в которую входят депутаты местных советов лишь в качестве одних из членов.
Номенклатурный характер малой приватизации также проявляется в том, что право собственности на госимущество, переходящее в частную собственность, подтверждается договором купли-продажи, который подписывается покупателем и уполномоченным лицом органа приватизации (чиновником) и подлежит нотариальному заверению.
3. Закон Украины о приватизации имущества госпредприятий (от 04.03.1992 г.). Это — наиболее общий нормативный акт, который регулирует правовые, экономические и организационные основы денационализации общегосударственной, республиканской (Крым) и коммунальной собственности. Он насыщен высокопарными декларациями, согласно которым Верховный Совет Украины (ВСУ) должен ежегодно за месяц до наступления очередного года принимать государственную программу приватизации, а также утверждать отчет Кабинета Министров (КМ) о выполнении госпрограммы за текущий год. На своем уровне это же делают местные советы. Перечень объектов, не подлежащих приватизации, состоит, по данному Закону, из таких комплексов, которые образуют госсобственность в любой стране, т. е. является крайне узким и не предполагает запрета на денационализацию даже госимущества естественных монополий.
Государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд госимущества Украины (ФГИУ), органы приватизации Крыма и административно-территориальных единиц. Хотя ФГИУ, его отделения и представительства подчинены и подотчетны ВСУ, который дает свое согласие на назначение председателя ФГИУ президентом, но поскольку полномочия органов приватизации практически безграничны в вопросах разгосударствления и управления госимуществом, то денационализация осуществлялась бюрократией. Данный Закон предполагает использование приватизационных имущественных сертификатов (ПИС) и других ПБ для бесплатной приватизации на чисто популистской почве. Для «уменьшения риска» при вложении ПБ в объекты разгосударствления образуются коммерческие доверительные общества, инвестиционные фонды, холдинги и другие финансовые посредники, которые «помогли» гражданам избавиться от их «частицы госимущества». Для контроля за соблюдением законодательства и реализацией программ приватизации предусмотрено создание комиссий ВСУ и местных советов, которые стали фиговыми листками «прихватизации».
Согласно этому Закону, в течение месяца после включения объекта в соответствующую программу приватизации орган приватизации утверждает состав комиссии, в которую входят лица, подавшие заявление на его приватизацию (на паритетных началах), представители органа приватизации, органа госуправления, фин-органов и местного совета, а также эксперты с правом совещательного голоса. Таким образом, состав комиссии по приватизации соответствующего объекта яв-
430
ляется преимущественно чиновничьим. Эта комиссия должна в срок, не превышающий двух месяцев с даты ее создания, разработать план приватизации соответствующего объекта, который предусматривает сроки и организационную форму разгосударствления, начальную цену объекта (размер уставного фонда при акционировании), учет кредиторской и дебиторской задолженности, рекомендуемые формы, квоты платежа и др. План приватизации подается на утверждение соответствующему органу приватизации, который должен его рассмотреть (вместе с возможным альтернативным планом трудового коллектива) не позднее, чем за 10 дней с момента подачи (невероятная спешка!).
Этим Законом установлены такие способы приватизации:
продажа на аукционе и по конкурсу (в том числе с исключительным использованием ПИС и СКВ);
продажа долей (паев, акций) в имуществе предприятий (на аукционе, по конкурсу и на фондовой бирже);
выкуп имущества, сданного в аренду;
выкуп по альтернативному плану;
выкуп объектов малой приватизации товариществами покупателей (созданными работниками).
Большинство способов характеризуется в Законе о малой приватизации.
При акционировании госпредприятий выпускаются только простые акции, приоритетное право на приобретение которых имеют работники. Причем информация о проведении аукционов, конкурсов, выпусках акций публикуется не позднее, чем за 30 дней до даты их осуществления. Определение начальной цены приватизируемого объекта (размера уставного фонда хозяйственного товарищества) проводится, исходя из оценки восстановительной стоимости основных фондов, зафиксированной на момент эмиссии ПБ (и это в условиях гиперинфляции 1992 — 1993 гг.!). Средства трудового коллектива могут использоваться для приобретения объектов только тогда, когда они переданы в частную собственность работников, что дискриминирует коллективную собственность.
Данным Законом предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о приватизации, но в виде штрафов конкретизирована она лишь за нарушения в части задержки процесса денационализации. Нарушения же, связанные со злоупотреблениями в самом процессе приватизации (в частности, широко распространенное занижение стоимости ее объектов), фактически оказываются ненаказуемыми. В то же время Закон содержит чисто популистские жесты, в соответствии с которыми каждый гражданин обладает правом бесплатного приобретения госимущества на сумму сертификата. Первоначально номинал приватизационных имущественных сертификатов составлял около 50 тыс. крб., позже в связи с инфляцией он был проиндексирован до 1050 тыс. крб., а с 1996 г. составляет 500 грн. На рынке эту именную и неподл ежащую обращению ПБ покупали в 1997 — 1998 гг. за 20 — 50 грн.
4. Закон Украины о приватизационных бумагах (от 06.03.1992 г.). Это — наиболее безответственный по популизму нормативный акт, в соответствии с которым ПБ представляют собой особый вид государственных ценных бумаг, удостоверяющих право собственника на бесплатное получение в процессе разгосударствления доли имущества госпредприятий, государственного жилищного фонда и земельного фонда. ПБ в Украине являются только именными, т. е. не подлежат (по Закону) купле-продаже, но легально продаются и покупаются посредниками под видом содействия гражданам в деле их эффективного вложения в объекты приватизации. Вместе с тем даже сама затея с ПБ носит видимость черного передела и ведет
431
(если допустить, что по ПБ каждый станет собственником) к подрыву имущественных стимулов роста экономической эффективности, ибо распыляет совладение предприятиями среди множества пайщиков (акционеров), большинство из которых не имеет и малейшего представления об их хозяйственной деятельности, а соответственно не может демонстрировать рационального поведения.
5. Закон Украины об особенностях приватизации имущества в АПК (от 10.07.1996 г.). Он регулирует денационализацию предприятий, находящихся в общегосударственной, республиканской (Крым) и коммунальной собственности, для которых основными видами деятельности является производство сельхозпродукции, продукции рыбного и лесного хозяйства, их переработка и реализация, выполнение работ и предоставление услуг сельхозпроизводителям. Согласно ему I приватизация имущества предприятий, перерабатывающих сельхозсырье, выполняющих работу для сельхозпроизводителей, осуществляется путем преобразования их в ОАО при сохранении профиля и целостности имущественных комплексов и технологий.
По данному Закону, право на льготное приобретение акций по номиналу за ПИС, а также за собственные средства и компенсационные сертификаты (КС) в размере, не превышающем половину стоимости ПИС, имеют работники приватизируемых предприятий и работники сельхозпредприятий (вместе с приравненными к ним лицами). Причем негосударственным предприятиям сельхозпрофиля передаются безвозмездно акции на сумму 51% через доверительные общества, создаваемые в коллективах товаропроизводителей для представительской деятельности с ценными бумагами. Распределение акций приватизируемых предприятий между сельхозпроизводителями осуществляется пропорционально объемам сырья, сданного на объект приватизации, выполненных работ и предоставленных услуг в среднем за 5 лет или за время их деятельности (если они существуют менее 5 лет). Акции, не выкупленные на льготных условиях в течение года с даты начала их продажи, реализуются на общих основаниях.
Денационализация совхозов и других государственных сельхозпредприятий осуществляется, по этому Закону, путем их преобразования в КСП или ОАО. Их работникам и приравненным к ним лицам безвозмездно предоставляется доля госимущества, размер которой определяется как произведение стоимости имущества, приходящегося на одного члена КСП по области, и количества работников приватизируемого предприятия. Распределение безвозмездно переданного имущества (акций) между работниками проводится с учетом трудового вклада по решению общего собрания.
Приватизация доли госимущества, оставшейся после его безвозмездной передачи, осуществляется за ПИС с первоочередным правом на это работников приватизируемых предприятий. Эти положения данного Закона призваны, видимо, несколько смягчить чиновничий грабеж в АПК и сохранить технологические связи. Однако он в лучшем случае лишь сужает зияющие дыры, через которые госсобственность уходит к номенклатурной буржуазии.
В соответствие с законом о приватизации имущества госпредприятий (статья 4) важным практическим компонентом «правовой» базы разгосударствления выступают законы о государственных программах приватизации. Они должны приниматься ВСУ на каждый год, причем за месяц до окончания предыдущего. Однако и тут нормативная база денационализации явно хромает, ибо, во-первых, ни разу такие программы не были утверждены в установленные сроки, что свидетельствует о сопротивлении многих народных депутатов грабежу средь бела дня, а во-вторых, принято было всего три таких госпрограммы: на 1994 г., на 1997 г. и на
432
2000 г. Правда, в этих законах-программах содержалось небесхитростное положение о том, что они действуют до принятия следующих подобных законов-программ, в результате чего они из годовых (по закону) становились трехгодовыми (примерно столько фактически действовали программы 1994, 1997 и 2000 гг.).
Каждая из этих программ определяет основные цели, способы и порядок приватизации, группы объектов государственной, республиканской и коммунальной собственности, подлежащие ей, задачи по объемам приватизации на соответствующий год и прогнозы ее масштабов на два последующих года, а также условия и организационные мероприятия разгосударствления. Демагогические декларации таких Программ направлены на сокрытие «шариковского» характера денационализации под видом поиска пресловутого «эффективного собственника». При этом в них хорошо просматривается постепенное убывание популизма и, вместе с ним, возможностей простых граждан принять участие в данном их надувательстве: если по программе 1994 г. приватизация проводилась преимущественно бесплатно (за ПБ), а по программе 1997 г. использование ПБ еще предусматривалось, хотя главным образом и по наименее привлекательным группам объектов, то по программе 2000 г., расчитанной до 2002 г., предполагается осуществление денационализации только за деньги.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы