logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных

Социальный капитализм в противовес индивидуалистическому предполагает систему социальной защищенности человека, в том числе и безработного:

  1. наличие фондов поддержания занятости, образующихся из взносов работо­дателей; бюджетных средств, формирующих 10 — 20% данных фондов; взносов са­мих наемных работников в размере от 0,5 до 2% их заработной платы в виде страхования от безработицы;

  2. функционирование биржи труда, которая: а) собирает информацию о ва­кансиях, предоставляемую в обязательном порядке под угрозой судебного и адми­нистративного наказания всеми работодателями; б) распространяет данную ин­формацию среди ищущих работу; в) подбирает подходящую работу тем, кто обра­щается на биржу труда; г) организует переподготовку и повышение квалифика­ции безработных, которым не удается найти подходящую работу; д) направляет безработных на оплачиваемые общественные работы; е) выплачивает пособия по безработице в течение законодательно установленного периода;

  3. разработка и реализация программ занятости, предусматривающих мероприя­тия по снижению безработицы, в частности путем формирования системы подготов­ки кадров, учитывающей тенденцию в изменении структуры народного хозяйства.

В связи с переходом к рынку в 1991 г. начало формироваться законодатель­ство о занятости населения и защите безработных.

Украинский Закон о занятости населения относит к безработным трудоспособ­ных граждан, которые по независящим от них причинам не имеют заработка из-за отсутствия подходящей работы, действительно ищут ее и зарегистрированы в го­сударственной службе занятости. При этом подходящей работой по этому Закону считается та, которая соответствует образованию, профессии (специальности) и квалификации работника, а также предоставлена в той местности, где он прожива­ет (при условии оплаты не ниже той, какую работник имел по предыдущему месту работы с учетом средней заработной платы по данной специальности). Для тех, кто впервые ищет работу, подходящей считается та, которая не требует предваритель­ной подготовки.

По данному Закону государство гарантирует трудоспособному гражданину:

а) добровольный выбор вида деятельности;

б) защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного уволь­ нения;

549

в) бесплатное содействие в поиске работы;

г) возмещение материальных затрат в связи с направлением на работу в дру­ гую местность;

д) выплату выходного пособия и сохранения средней заработной платы в те­ чение определенного времени работнику, потерявшему работу;

е) бесплатное обучение и переподготовку безработного с выплатой стипендии;

ж) выплату безработным пособий по безработице и материальной помощи иждивенцам;

з) включение в общий трудовой стаж периода обучения, переподготовки, вы­ полнения оплачиваемых общественных работ и получения пособий по безработице;

и) предоставление работы по специальности на период не менее 3-х лет вы­пускникам государственных учебных заведений, ранее заявленным предприятиям, учреждениям и организациям;

к) публикацию информации о спросе и предложении рабочей силы, а также об условиях ее переподготовки.

Одним из институтов реализации названных гарантий должны стать координа­ционные комитеты содействия занятости, формируемые на паритетных началах из представителей профсоюзов, государственных органов и работодателей. Но, видимо, более существенное значение в реализации этих гарантий будет иметь государствен­ная служба занятости, руководимая министерством труда и исполкомами местной власти. Ее деятельность финансируется из государственного фонда содействия за­нятости, который создается на республиканском и местных уровнях за счет:

а) ассигнований в размере не менее 3% объемов республиканского и местных бюджетов;

б) обязательных взносов работодателей, осуществляющих коммерческую дея­ тельность;

в) средств, получаемых государственной службой занятости от предоставлен­ ных ею услуг;

г) добровольных взносов различных жертвователей.

Кроме государственной службы занятости на основе лицензии, т.е. специально­го разрешения, допускается создание коммерческих бюро, агентов и бирж, решаю­щих проблему занятости за счет средств клиентов.

В соответствии с рассматриваемым Законом предприниматели, осуществляю­щие свою хозяйственную деятельность на любых формах владения, обязаны:

  1. участвовать в реализации государственной политики занятости на законо­дательной базе;

  2. осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации ра­ботников;

  3. обеспечивать трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите, в соответствии с квотами местных властей;

  4. ежемесячно информировать государственную службу занятости о наличии свободных рабочих мест, в 3-дневный срок — о принятии и увольнении работни­ков, за 2 месяца — до осуществления мероприятий, влекущих высвобождение ра­ботников, и за 6 месяцев — о реорганизации и ликвидации предприятия, вслед­ствие которого изменяется занятость. При этом за нарушение данных требований с работодателя (предприятия) взимается штраф в размере годовой заработной платы работника, по поводу которого допущено отступление от законодательства.

Для лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости в качестве безработных, местные советы организуют вместе с государственной службой заня­тости проведение оплачиваемых общественных работ на коммунальных предприя-

550

тиях, т. е. предприятиях, основанных на муниципальной собственности (и на дру­гих предприятиях, но по согласованию с ними), заключая с безработными договор об этом на срок до 2 месяцев с правом его продления по соглашению сторон. Их работа оплачивается за фактически выполненный объем, но не менее минимальной заработной платы. Финансируются общественные работы из местных бюджетов, государственного фонда содействия занятости и из средств предприятий, где эти работы осуществляются.

При невозможности по каким-либо объективным причинам найти безработному подходящую работу государственная служба занятости направляет его на подготовку, переподготовку или повышение квалификации в учебные заведения и хозяйствен­ные звенья всех форм владения согласно договорам с ними, а также в собственные учебные заведения. Расходы предприятий на переподготовку и повышение квали­фикации рабочей силы изымаются из налогообложения, дабы повысить заинтере­сованность их в осуществлении связанных с этим мероприятий. Гражданам, заре­гистрированным в государственной службе занятости и ищущим работу, в период подготовки и переподготовки выплачивается стипендия в размере 50% (если у них нет иждивенцев) и 75% (если у них есть иждивенцы) их средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы.

Рассматриваемый Закон после его принятия претерпел ряд изменений, которые отнюдь не усилили социальной защиты безработных. При этом несомненно, что стратегическим средством борьбы с безработицей и главным путем защиты безра­ботных выступает развитие отечественного производства и повышение его конку­рентоспособности. Огромные резервы повышения уровня занятости кроются так­же в сокращении длительности рабочей недели (во Франции, например, она не превышает 35 часов) и увеличении продолжительности отпусков, наряду с уско­ренным расширением занятости в нематериальной сфере: здравоохранении, физи­ческой культуре, туризме, науке, образовании, культуре и искусстве прежде всего за счет бюджетной поддержки. В любом из направлений необходимо соблюдать меру и проявлять гибкость, дабы не допустить инфляции спроса.