4.1. Международный валютный фонд (мвф)
МВФ учрежден по решению международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение, принятое на ней, выполняет роль устава МВФ. Оно, определяя МВФ в качестве специализированной организации ООН, вступило в силу в 1945 г.; а практическая деятельность МВФ началась в 1947 г. Но в соглашении содержится положение о том, что ООН не вправе давать рекомендации МВФ по поводу проводимой им политики. Статьи данного соглашения изменялись трижды: в 1969 г. в связи с введением специальных прав заимствования (СПЗ — SDR); в 1978 г. в результате изменения режима валютного регулирования после краха Бреттон-Вудсской системы: вместо права МВФ утверждать валютные паритеты ввели наблюдение за валютными курсами и Ямайской валютной системой в целом; в 1992 г. для предоставления МВФ полномочий временно преостанавливать права чле-
650
493
нов на участие в голосованиях в тех случаях, когда страна-должник, лишенная прав заимствования, продолжает уклоняться от своих уставных обязаностей.
Если в 1986 г. членами МВФ было 151 государство, то в 1997 г. уже 181. Участники СНГ вошли в их число в 1992 г., кроме Таджикистана. Цели МВФ - содействие международному сотрудничеству в валютной сфере, сбалансированному расширению межгосударственной торговли, росту занятости, улучшению экономических условий стран-членов, эффективному функционированию международной валютной системы путем согласования валютной политики, поддержания валютных курсов и обратимости валют и устранения валютных ограничений, а также оказание кредитной помощи государствам-участникам в урегулировании их платежных балансов и стабилизации курсов валют. Но это — лишь декларированные цели данной организации. Фактически МВФ служит институциональной основой международной валютной системы в ее Бреттон-Вудсском и Ямайском вариантах.
Оплаченный капитал МВФ образуется из взносов стран-участников и специального счета в условных расчетных единицах (СПЗ). СПЗ являются международными резервными активами, созданными в 1970 г. в целях пополнения международных резервов. Конкретно говоря, финансовые ресурсы МВФ состоят из взносов, которые представляют собой квоты по подписке стран-членов, выраженных в СПЗ. На 30.04.1997 г. общая сумма капитала МВФ достигла 145 млрд СПЗ, или 198 млрд дол. (в 1947 г. — чуть больше 10 млрд дол.). До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом (теперь — СПЗ и резервными валютами по согласованию с МВФ), а 75% — национальной валютой. Квота фиксирует сумму подписки каждой страны на акции МВФ, детерминируется местом, какое она занимает в мировой экономике, и определяет ее возможности использования средств фонда (они в 1998 г. в связи с валют-но-финансовым кризисом были пополнены на 90 млрд дол., в частности, 18 млрд дол. за счет дополнительных взносов США), а также позиции в управлении им.
Высшим органом МВФ выступает Совет управляющих, который уполномочен принимать новых членов, пересматривать квоты, распределять чистый доход, выбирать Совет директоров. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Голосование в нем определяется размером взноса каждой страны-участницы в МВФ, поскольку организация управления в нем построена на принципах акционерных обществ, что выгодно наиболее развитым и богатым государствам Запада. Так, в 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании — 5,1, Германии — 5,6, Франции — 5,1, Италии — 3,1, Японии — 5,6, Канады — 2,9, стран — членов ЕС — 26,7, а «семерки» — 45,6%. В целом удельный вес голосов всех развитых стран (22 государства Запада) составляет 60,3%, что недвусмысленно говорит о том, кто хозяйничает в МВФ. Оперативную работу ведет Исполнительный совет (Совет директоров), который назначает Директора-распорядителя, не являющегося управляющим и исполнительным директором, но возглавляющего административный аппарат МВФ.
МВФ может заимствовать средства в любой валюте и из любого источника (у официальных структур и на рынке ссудных капиталов), но обычно под реализацию конкретных программ. Для оказания помощи странам, испытывающим серьезные трудности, МВФ использует с 1962 г. кредитную линию генеральных соглашений о займах (возобновляемых каждые 5 лет) у правительств и банков «Группы 10», в которую входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, Швейцария, США, Япония. Однако МВФ вправе получать займы, непревышающие в целом 60% общей суммы квот. Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения,
651
иностранных инвестициях. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами: центральными банками, казначействами и валютными стабилизационными фондами государств-членов.
Займы МВФ осуществляются при соблюдении следующих принципов:
возвратность ссуд по мере решения страной-заемщиком проблем дефицита платежного баланса;
обоснование страной-заемщиком реальности возврата кредита после решения ею проблем платежного баланса в нормальные сроки;
платность ссуд в виде сборов, необходимых для покрытия оперативных расходов и возмещения средств государству-донору;
льготность займов, выраженная в том, что ставки процента несколько ниже рыночных;
кредиты выдаются путем покупки страной-заемщиком инвалюты или СПЗ у МВФ в обмен на ее национальную валюту;
займы погашаются посредством обратной операции — продажи страной должником заимствованных инвалют или СПЗ в обмен на ее национальную валюту, находившуюся на счете МВФ с момента получения его кредита;
срочность помощи МВФ, состоящая в том, что его ссуды выдаются на 3 — 5 лет (иногда на 7—10 лет) до решения проблем платежного баланса;
. — использование ресурсов МВФ на основе возобновляемости за счет возвратности, платности и срочности его кредитов, реализуемых под залог национальных валют государств-заемщиков в эквивалентных суммах вне зависимости от их уровня развития;
использование квот на основе взносов государств-участников для формирования источников финансовых ресурсов МВФ, определения расчетного базиса вычисления размера займа каждой страны-заемщика, а также констатации числа ее голосов в нем;
равное право стран — членов МВФ на его кредиты, которые выдаются без каких-либо условий в пределах 25% (резервная доля) их квоты в нем;
предоставление займов МВФ сверх резервной доли страны-заемщика оговаривается четко сформулированными условиями, которые становятся все более жесткими по мере стремления государства-должника получить новые ссуды сверх своей резервной доли.
Операции делятся на две части: 1) выделение средств странам из ресурсов МВФ, 2) оказание посреднических услуг за счет заемных средств. Получение кредита МВФ возможно для тех стран-членов, которые обосновывают это нехваткой конвертируемых валют в ходе осуществления их текущих операций. Кроме того, страна-заемщица обязана досрочно выкупать свою излишнюю валюту в случае улучшения ее платежного баланса, или увеличения валютных резервов. За страну-должника ее валюту может выкупить другое государство, уменьшая ее долг МВФ. МВФ практикует такие кредитные механизмы, которые предполагают известное лимитирование его займов.
В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной-заемщиком обязательств координировать свой курс с его рекомендациями, которые касаются развивающихся государств и стран с так называемой переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, которые обязательны для выполнения:
— макроэкономическая политика государства-должника направляется на до стижение активного сальдо платежного баланса как предпосылки обслуживания его долга;
652
стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных расходов;
использования займа на развитие производственной сферы для покрытия основной части долга из доходов, возникших от этого;
обеспечение бездефицитности госбюджета путем сокращения госрасходов и сдерживания инфляции;
проведение эффективной налоговой политики, обеспечивающей сбор налогов для покрытия бюджетных издержек и стимулирование инвестиций и предпринимательства;
стабилизация денежного обращения, в том числе посредством девальвации и денежной реформы;
максимальное задействование рыночных механизмов и конкуренции как способа повышения конкурентоспособности национальной экономики;
отмена контроля над ценами и зарплатой;
свободный доступ импортной продукции на внутренний рынок и конкуренция со стороны импортной продукции;
осуществление структурной перестройки народного хозяйства как базы его долгосрочного развития, в частности, приватизации и перехода с бюджетного на кредитное финансирование;
содействие экспорту через налоговые рычаги и девальвацию;
поощрение иностранных инвестиций за счет благоприятного налогового климата и гарантирования вывоза прибыли от них;
поддержание устойчивости политической власти в целях приемственности внешних обязательств, в том числе погашения кредитов.
Даже простой перечень тех условий, при кторых МВФ предоставляет свои кредиты, недвусмысленно свидетельствует о том, что эта международная валютно-финансовая организация придерживалась последние десятилетия явно выраженной монетаристской парадигмы. Ведь ее реализация предполагает прямую ориентацию на всяческое сужение госсектора и содействие частному бизнесу, сокращение бюджетных расходов на социальную сферу и облегчение налогового бремени на предпринимателей, ликвидацию торговых барьеров на пути импорта и стимулирование иностранных капиталовложений. Осуществление подобных рекомендаций, хотя и поощряло частный бизнес, но нередко приводило (как это было в СНГ в 90-е годы), к общему хозяйственному упадку и установлению экономической зависимости стран-должников от Западных государств и олигархий. Причем, получение или неполучение займов МВФ, означая поддержку или неодобрение им курса страны-заемщика, соответственно определяло возможности последней не только в смысле пользования валютными ресурсами МВФ, но и ее позиции на международных рынках кредитных средств, ибо кредиторы рассматривают займы МВФ в качестве своеобразных гарантий погашения и своих ссуд. К тому же само членство в МВФ является предпосылкой участия в так называемой группе Всемирного банка.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы