logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.1. Международный валютный фонд (мвф)

МВФ учрежден по решению международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение, принятое на ней, выполняет роль устава МВФ. Оно, определяя МВФ в качестве специализированной организации ООН, вступило в силу в 1945 г.; а практическая деятельность МВФ началась в 1947 г. Но в соглаше­нии содержится положение о том, что ООН не вправе давать рекомендации МВФ по поводу проводимой им политики. Статьи данного соглашения изменялись триж­ды: в 1969 г. в связи с введением специальных прав заимствования (СПЗ — SDR); в 1978 г. в результате изменения режима валютного регулирования после краха Бреттон-Вудсской системы: вместо права МВФ утверждать валютные паритеты вве­ли наблюдение за валютными курсами и Ямайской валютной системой в целом; в 1992 г. для предоставления МВФ полномочий временно преостанавливать права чле-

650

493

нов на участие в голосованиях в тех случаях, когда страна-должник, лишенная прав заимствования, продолжает уклоняться от своих уставных обязаностей.

Если в 1986 г. членами МВФ было 151 государство, то в 1997 г. уже 181. Участни­ки СНГ вошли в их число в 1992 г., кроме Таджикистана. Цели МВФ - содействие международному сотрудничеству в валютной сфере, сбалансированному расширению межгосударственной торговли, росту занятости, улучшению экономических условий стран-членов, эффективному функционированию международной валютной системы путем согласования валютной политики, поддержания валютных курсов и обратимо­сти валют и устранения валютных ограничений, а также оказание кредитной помощи государствам-участникам в урегулировании их платежных балансов и стабилизации курсов валют. Но это — лишь декларированные цели данной организации. Фактичес­ки МВФ служит институциональной основой международной валютной системы в ее Бреттон-Вудсском и Ямайском вариантах.

Оплаченный капитал МВФ образуется из взносов стран-участников и специ­ального счета в условных расчетных единицах (СПЗ). СПЗ являются международ­ными резервными активами, созданными в 1970 г. в целях пополнения междуна­родных резервов. Конкретно говоря, финансовые ресурсы МВФ состоят из взносов, которые представляют собой квоты по подписке стран-членов, выраженных в СПЗ. На 30.04.1997 г. общая сумма капитала МВФ достигла 145 млрд СПЗ, или 198 млрд дол. (в 1947 г. — чуть больше 10 млрд дол.). До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом (теперь — СПЗ и резервными валютами по согласованию с МВФ), а 75% — наци­ональной валютой. Квота фиксирует сумму подписки каждой страны на акции МВФ, детерминируется местом, какое она занимает в мировой экономике, и опреде­ляет ее возможности использования средств фонда (они в 1998 г. в связи с валют-но-финансовым кризисом были пополнены на 90 млрд дол., в частности, 18 млрд дол. за счет дополнительных взносов США), а также позиции в управлении им.

Высшим органом МВФ выступает Совет управляющих, который уполномочен принимать новых членов, пересматривать квоты, распределять чистый доход, выби­рать Совет директоров. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Голо­сование в нем определяется размером взноса каждой страны-участницы в МВФ, поскольку организация управления в нем построена на принципах акционерных обществ, что выгодно наиболее развитым и богатым государствам Запада. Так, в 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании — 5,1, Герма­нии — 5,6, Франции — 5,1, Италии — 3,1, Японии — 5,6, Канады — 2,9, стран — членов ЕС — 26,7, а «семерки» — 45,6%. В целом удельный вес голосов всех развитых стран (22 государства Запада) составляет 60,3%, что недвусмысленно говорит о том, кто хозяйничает в МВФ. Оперативную работу ведет Исполнитель­ный совет (Совет директоров), который назначает Директора-распорядителя, не являющегося управляющим и исполнительным директором, но возглавляющего административный аппарат МВФ.

МВФ может заимствовать средства в любой валюте и из любого источника (у официальных структур и на рынке ссудных капиталов), но обычно под реализа­цию конкретных программ. Для оказания помощи странам, испытывающим серьез­ные трудности, МВФ использует с 1962 г. кредитную линию генеральных соглаше­ний о займах (возобновляемых каждые 5 лет) у правительств и банков «Группы 10», в которую входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидер­ланды, Франция, Швеция, Швейцария, США, Япония. Однако МВФ вправе полу­чать займы, непревышающие в целом 60% общей суммы квот. Страны-члены обяза­ны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валют­ных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения,

651

иностранных инвестициях. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами: центральными банками, казначействами и валютными стабилизационными фондами государств-членов.

Займы МВФ осуществляются при соблюдении следующих принципов:

. — использование ресурсов МВФ на основе возобновляемости за счет возврат­ности, платности и срочности его кредитов, реализуемых под залог национальных валют государств-заемщиков в эквивалентных суммах вне зависимости от их уровня развития;

Операции делятся на две части: 1) выделение средств странам из ресурсов МВФ, 2) оказание посреднических услуг за счет заемных средств. Получение кре­дита МВФ возможно для тех стран-членов, которые обосновывают это нехваткой конвертируемых валют в ходе осуществления их текущих операций. Кроме того, страна-заемщица обязана досрочно выкупать свою излишнюю валюту в случае улуч­шения ее платежного баланса, или увеличения валютных резервов. За страну-долж­ника ее валюту может выкупить другое государство, уменьшая ее долг МВФ. МВФ практикует такие кредитные механизмы, которые предполагают известное лимитирование его займов.

В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной-заемщиком обязательств координировать свой курс с его рекомендациями, которые касаются развивающихся государств и стран с так называемой переходной экономикой. В них заложены определенные крите­рии, которые обязательны для выполнения:

— макроэкономическая политика государства-должника направляется на до­ стижение активного сальдо платежного баланса как предпосылки обслуживания его долга;

652

Даже простой перечень тех условий, при кторых МВФ предоставляет свои кредиты, недвусмысленно свидетельствует о том, что эта международная валютно-финансовая организация придерживалась последние десятилетия явно выражен­ной монетаристской парадигмы. Ведь ее реализация предполагает прямую ориента­цию на всяческое сужение госсектора и содействие частному бизнесу, сокращение бюджетных расходов на социальную сферу и облегчение налогового бремени на предпринимателей, ликвидацию торговых барьеров на пути импорта и стимулиро­вание иностранных капиталовложений. Осуществление подобных рекомендаций, хотя и поощряло частный бизнес, но нередко приводило (как это было в СНГ в 90-е годы), к общему хозяйственному упадку и установлению экономической зависимо­сти стран-должников от Западных государств и олигархий. Причем, получение или неполучение займов МВФ, означая поддержку или неодобрение им курса страны-заемщика, соответственно определяло возможности последней не только в смысле пользования валютными ресурсами МВФ, но и ее позиции на междуна­родных рынках кредитных средств, ибо кредиторы рассматривают займы МВФ в качестве своеобразных гарантий погашения и своих ссуд. К тому же само членство в МВФ является предпосылкой участия в так называемой группе Всемирного банка.