logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.4. Гатт — вто

До Второй Мировой войны многочисленные попытки создания международного механизма многостороннего регулирования мировой торговли заканчивались не­удачами. Только за 1920—1933 гг. было проведено 5 всемирных экономических кон­ференций: в Брюсселе в 1920 — по финансовым вопросам и внешней торговле; в Генуе в 1922 — по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекциони­зма; в Женеве в 1927 — по таможенному разоружению; в Женеве в 1930 — по ограничению протекционизма; в Лондоне в 1933 — по стабилизации валют и отмене торговополитических ограничений. Тем не менее, лишь в послевоенные годы такие попытки увенчались организационным успехом, и была создана система многосторон­него регулирования торговли. Наиболее полно она выразилась в деятельности Генераль­ного соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано 23 государ­ствами в 1947 г. Только за 30 лет в рамках ГАТТ были снижены импортные тарифы на промышленную продукцию в индустриально развитых странах в среднем с 40 до 5%.

ГАТТ — это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий и поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. Наиболее комплексный характер имели в рамках ГАТТ многосторонние перегово­ры, проходившие в 1986 — 1993 гг. и получившие название «Уругвайского раунда». По итогам Уругвайского раунда 15.12.1993 г. был принят заключительный акт и соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Подписание за­ключительного акта, в котором участвовали представители 120 государств — участ­ников переговоров, состоялось 15.04.1994 г. в Марокко. С 01.01.1995 г. ГАТТ преобра­зовали в ВТО после ратификации соглашений Уругвайского раунда государствами, представители которых участвовали в данных переговорах. Членами ВТО в 2001 г. были 134 страны, в том числе 32 развитые и 102 развивающиеся, в частности КНР (с 2001 г.), а из бывших республик СССР — Латвия, Кыргызстан и Молдова. Еще 30 государств, в том числе Россия и Украина, вели переговоры о вступлении в нее.

Соглашение о создании ВТО предполагает формирование новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между страна­ми-членами. ВТО значительно расширяет сферу действия ГАТТ в редакции 1994 г., распространяя ее на торговлю услугами и на торговые аспекты прав интеллекту­альной собственности. Членство в ВТО означает автоматическое принятие стра-

1 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 2. — С. 334, рис. 39.4.

605

ной-участницей в полном объеме и без всяких исключений всего пакета соглаше­ний этого раунда, кроме четырех договоренностей с добровольным участием (по торговле гражданской авиатехникой, по правительственным закупкам, по молочной продукции, по говядине). ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы. Ее правовой базой являются ГАТТ в редакции 1994 г., включая и новые соглашения по услугам и интеллектуальной собственности. В отличие от ГАТТ, она является постоянно действующей организацией системы ООН.

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования мировой торговли и международной торговой политики:

606

Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года. Первая после учреждения ВТО состоялась в Сингапуре в 1996 г., а вторая — в Женеве в 1998 г., подтвердив курс на дальнейшую либерали­зацию мировой торговли и приоритет многосторонних соглашений над региональ­ными. Конференция 2000 г. фактически была сорвана из-за недовольства развива­ющихся стран тем, что ВТО стала слишком откровенно отстаивать глобализацию в ее либерально-неоколониальном виде. В связи с этим, следующая конференция состоялась в 2001 г. в Дохе (столице Катара), где предпринимались попытки раз­решить обострившиеся противоречия.

Бюджет ВТО и взносы ее участников базируются на их долях в общем объеме осуществляемой ими торговли.

К главным задачам в деятельности ВТО принадлежат:

  1. реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров, вследствие чего было подписано свыше 50 документов;

  2. разрешение торговых споров, для чего создан механизм, позволивший урегу­лировать большинство жалоб без обращения в высший арбитражный орган ВТО, т. е. в ходе консультаций заинтересованных сторон;

  3. расширение числа участников и создание апелляционного органа;

  4. разработка широкомасштабной программы по торговле и окружающей среде;

  5. ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, теле­коммуникационные, перемещения через границу физических лиц (предоставляю­щих услуги), морское судоходство;

  6. совершенствование торговых правил в целях дальнейшей либерализации торговли, в чем есть существенные противоречия в подходах;

  7. гармонизация технических стандартов и упрощение правил происхождения товаров;

  8. развертывание переговоров в областях сельского хозяйства, услуг, конкурент­ной политики и регулирования инвестиций.