2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
Как уже отмечалось, дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году его расходы превышают доходы. Что касается национального, или государственного долга, то он представляет собой общую накопленную сумму положительных сальдо и дефицитов бюджета за всю историю страны (за исключением погашения госзаймов и дефицитов, покрытых через денежную эмиссию). В связи с проблемой бюджетного дефицита и государственного долга различают три концептуальных подхода к составлению бюджета.
1. Концепция ежегодного балансирования: стремление уравнивать расходы с доходами бюджета, т. е. не допускать чрезмерных госрасходов («жить по средствам»). До Великой депрессии это было общепризнанной целью госфинансов. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается очевидным, что такой подход исключает антициклическую политику. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет углубляет циклические колебания:
а) когда на фазе спада снижаются налоговые поступления, тогда для поддер жания баланса требуется соответственно уменьшить госрасходы, что сокращает и без того упавший спрос, усиливая перепроизводство;
б) если на фазе подъема растут налоговые поступления, то для сохранения баланса нужно увеличить и госрасходы, в результате чего спрос еще более расши ряется, провоцируя раскручивание инфляции.
Тем не менее и сегодня, например в США, активно поддерживается идея принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета. Ее сторонники (в основном монетаристы) исходят из неэкономичности расширения госсектора. В частности, по их мнению, дефицит бюджета — это демонстрация политической безответственности властей, поскольку социальные программы популяр-
519
нее финансировать не через повышение налогов, а посредством бюджетного дефицита. Правда, конечной целью таких рассуждений является свертывание самих социальных программ. В странах СНГ это приобрело масштабы социального бедствия.
2. Концепция бюджета, балансируемого в рамках малого экономического цикла. Она предполагает, что государство осуществляет антициклическое регулирование посредством фискальной политики, не стремясь ежегодно балансировать бюджет, но добиваясь этого на циклической основе. Ее логическое обоснование просто и привлекательно:
а) когда наблюдается перепроизводство, тогда государство уменьшает налоги и увеличивает свои расходы для поддержания спроса и экономической активно сти, сознательно идя на бюджетный дефицит и государственный долг;
б) коль скоро происходит инфляционный бум, то оно, напротив, увеличивает налоги и уменьшает свои расходы для сдерживания инфляции спроса, одновре менно добиваясь положительного сальдо бюджета, за счет которого покрывается государственный долг, возникший на фазе предшествовавшего спада.
Однако поскольку спады и бумы в рамках экономических циклов могут быть неодинаковыми и несоизмеримыми по интенсивности и продолжительности, то задача стабилизационной фискальной политики вступает тут в противоречие с интересами циклического балансирования бюджета. Например, если спад был длительным и глубоким, а подъем коротким и неинтенсивным, то возникший в условиях первого государственный долг нельзя полностью погасить за счет бюджетных излишков, достигнутых в ходе второго.
3. Концепция функциональных государственных финансов. В соответствии с ней проблема балансирования бюджета как ежегодно, так и в рамках цикла, явля ется второстепенной. Главной же целью госфинансов выступает обеспечение неин фляционной полной занятости, т.е. стабилизация экономики, а не балансирование бюджета. Иными словами, согласно данной концепции вопросы бюджетных дефи цитов и излишков рассматриваются как малозначимые по сравнению с опасностью экономических колебаний от продолжительных и глубоких спадов к устойчивой и высокой инфляции и наоборот. Во главу угла фискальной политики ставиться задача ограничения таких перепадов и стимулирования экономического роста.
В пользу этой концепции выдвигают три аргумента:
а) дефицит отчасти самоликвидируется, поскольку стимулирует экономику, обеспечивающую рост госдоходов через систему налогообложения;
б) при имеющихся у государства полномочиях в области изменения налогов и денежной эмиссии его возможности финансировать дефицит практически безгра ничны;
в) проблемы госдолга намного менее обременительны, чем полагает большинство людей.
О первом и втором аргументах речь уже шла выше. Остановимся подробнее на последнем (естественно, с учетом предыдущих). При этом наш анализ построен на данных о динамике государственного долга самой богатой страны — США.
Основными причинами роста государственного долга США были:
войны и гонка вооружений (например, за годы Второй мировой войны он увеличился в 5 раз);
экономические спады и обусловленное ими дефицитное финансирование; особенно быстро долг США возрос в результате Великой депрессии 1929 — 1933 гг. и кризисов перепроизводства 1974 — 1975 и 1980—1982 гг.;
в 80-х годах существенная роль в его увеличении принадлежала рейгано-мике, которая, хотя и декларировала борьбу с дефицитом и госдолгом, но на деле
520
повысила их, ибо снижение налогов 1981 и 1986 гг. не сопровождалось сокращением госрасходов в адекватной степени, а затраты на оборону значительно выросли.
Те, кто считают нецелесообразным драматизировать проблему обременительности госдолга, приводят следующие доводы.
Во-первых, богатая нация может позволить себе внушительный долг, поскольку способна его обслуживать, если ее экономика развивается вместе с ростом госдолга. В США он вырос за 1940—1988 гг. почти в 50 раз, а его отношение к ВНП только с 51 до 53%.
Во-вторых, если дефицитное финансирование и связанный с ним госдолг ориентированы не на социальные программы чисто потребительского характера, а на госинвестиции в создание производственных мощностей, ускорение НТП и совершенствование рабочей силы, то они содействуют развитию национальной экономики и потому формируют лучшие предпосылки покрытия будущих расходов на погашение госдолга.
В-третьих, опасность госдолга, как и бюджетного дефицита, снимается тем, что в отличие от других должников государство может в любой момент повысить свои доходы путем увеличения налогов (разумеется, если они уже не являются чрезмерными и не существует угрозы снижения хозяйственной активности и ее тени-зации), а также инфляции издержек от косвенного налогового пресса.
В-четвертых, в руках государства находится «станок, печатающий деньги», и оно может использовать денежную эмиссию для покрытия госдолга путем инфляции, т. е. обесценивания денег и долговых обязательств, естественно, в рациональных пределах, не угрожающих инфляцией и дестабилизацией кредитно-денежных отношений.
В-пятых, если госдолг является в основной части внутренним, то это означает, что нация должна сама себе, без обострения проблем национальной безопасности; за 60 — 80-е годы доля иностранцев в государственном долге США увеличилась с 5 до 13%.
Сказанное отнюдь не свидетельствует о допустимости пренебрежения бременем госдолга. Это очевидно по следующим обстоятельствам:
когда государственный долг используется не на созидание, а на потребительские цели, не говоря уже о расхищении заемных средств (как в странах СНГ), тогда он ведет к «долговой яме»;
если рост госдолга сопровождается сдерживающей фискальной политикой (что характерно для стран СНГ), то наблюдается тот же итог;
многие экономисты полагают, что основная тяжесть госдолга заключается в необходимости ежегодно погашать его часть и выплачивать по нему проценты. В США за 70 —80-е годы проценты по госдолгу резко выросли и образуют третью по величине расходную статью федерального бюджета. В 1998 г. уже треть расходной части госбюджета России и Украины направлялась на обслуживание госдолга. Неспособность выполнять свои обязательства по государственному долгу привела к крушению «государственной финансовой пирамиды» и к финансовому краху, начавшемуся с августа 1998 г.;
большой и растущий госдолг вызывает повышение процентных ставок, а следовательно, ограничивает кредит и инвестиции, порождая эффект вытеснения стимулирующей фискальной политики и инфляционный эффект. Это во второй половине 90-х годов происходило в странах СНГ;
значительный внешний госдолг (как в странах СНГ) приводит к неоколониальной зависимости стран-должников. Так, госдолг Украины достиг в 2000 г. 58% ее ВВП, в том числе в результате стремительного роста внешней задолженности, которая за 1994 — 2000 гг. увеличилась более чем в 30 раз;
521
6) государственные ценные бумаги, размещением которых оформляется обычно госдолг, приобретают, как правило, богатые слои прямо или через финансовые структуры, прежде всего коммерческие банки. Это значит, что именно они имеют доходы от госдолга, которые усугубляют неравенство.
Вышеизложенное свидетельствует в первую очередь о том, что любая фискальная политика не может быть панацеей [от греч. panakeia — всеисцеляющая] от всех экономических бед и что ее рычаги следует сочетать с другими инструментами государственного регулирования. Если же рассматривать собственно фискальную политику, то она способна обеспечить эффект только при компетентности ее проводников и при их умении учитывать конкретные обстоятельства места и времени. Что касается бюджетного дефицита и госдолга, то они, как и все, должны быть умеренными. Мера определяется способностью платить по долгам, не обременяя нынешнее и будущее поколения.
С точки зрения концепций составления бюджета, это предполагает:
а) ежегодное балансирование бюджета, если равенство доходов и расходов не ведет к сдерживанию экономического развития или к инфляции спроса;
б) если ежегодно балансировать бюджет не удается (чтобы не вызвать углуб ления циклической нестабильности), тогда следует стремиться обеспечить баланси рование в пределах экономического цикла;
в) если и этого нельзя достичь в рамках конкретного цикла, то нужно идти на дефицит бюджета и рост государственного долга, однако ради развития народного хозяйства как базы налоговых поступлений, которые позволят позже осуществ лять ненапряженное обслуживание госзаймов.
Вообще, здравый смысл — основа всякой созидательной политики, будь-то фискальная или кредитно-денежная.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы