logo
Bytyk_Ekonom_teor

§ 5. Рынок и его виды

Рынок - это механизм товарно-денежных отношений, действующий на базе присущих им законов, связывающий покупателей (представителей спроса) и про- nnZln пДСТаВИТеЛеИ пРедложения> и Формирующий цены на объекты купли- продажи. Цена - главный ориентир рыночных отношений. Она представляет со­ бой (в соответствии с трудовой теорией стоимости) денежное выражение стоимо­ сти товара как продукта труда. ужение стоимо

От чего зависит цена, выясним в четвертой главе. Сейчас же охарактеризуем структуру рынка. Она весьма многообразна, ибо рынок можно подразделять на виды по разным признакам, среди которых главными являются следующие

1. Обычно рынок структурируют по объектам купли-продажи. По данному признаку выделяются такие основные виды рынков- данному

а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы - рынок труда-

пяГь^ПГРТЫХ РеСУРѰ (земельных и в°ДНых, месторождений полезных иско­ паемых и др.); рынок искусственных средств производства - очень разнообраз­ ный рынок предметов и средств труда; Р<«нооораз

б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (про­ дукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления (одежды, обуви бытовой техники, автомобилей личного пользования, косметики, лекарств и т д V рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые, жилищно- коммунальные и другие услуги личного потребления)- жилищно

в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка (валюта и золото ис­ пользуемое в качестве официальных золотых резервов государств); рынка кре'дит-

ппеяпГяУРѰ " ВР6МеШЮ CBo6o*HbIX Д^жных средств различных субъектов, предоставляющих их взаймы; рынка страхования - временно свободных денеж-

72

ных средств, применяемых для приобретения страховых полисов; фондового рын­ка — ценных бумаг (акций, облигаций и др.); рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов);

г) рынок прав владения и пользования, к которому принадлежат: рынок арен­ ды и лизинга; рынок концессионных договоров;

д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства;

е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею, куда отно­ сятся: рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др.; рынок лицензий на права распоряжения ими;

ж) рынок духовных ценностей, который состоит из: рынка художественных произведений и прав владения ими; рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими.

2. Рынки различают и по масштабам:

а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);

б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в мест­ ные базары;

в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные рынки;

г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;

д) международные рынки, определенным образом интегрированные нацио­ нальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

3. Рынки подразделяются также по механизму контактов продавцов и поку­ пателей:

а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объек­ та сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных усло­ виях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владе­ лец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, ко­ миссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.); ,

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имею­ щие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

4. Рынки различают и по объемам сделок купли-продажи:

а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли- продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки, где реализуются или единицы конкретных объектов од­ ному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как прави­ ло, для личного потребления покупателя.

5. Рынки можно различать также по стадиям оборота объектов купли-про­ дажи:

а) первичные рынки, где продавцами являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;

б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от догово­ ров с прежними владельцами объектов посредники их сбыта.

73

6. Рынки различают также по степени независимости продавцов и покупателей:

а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать вместе] рынки, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

б) олигополъные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — про­ даю] рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнитель­ но ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объек­ та, так и на поведение его цены;

в) олигопсонические [от греч. oligos — малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограни­ ченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять на размер совокупного спроса на соответствующий объект и на его цену;

г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипу­ лировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;

д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изме­ нять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством это­ го и на его цену.

Не нужно забывать, что конкурентные, олигопольные, олигопсонические, моно­польные и монопсонические черты степени независимости (или зависимости) про­давцов и покупателей могут переплетаться самым причудливым (иногда, уродли­вым) образом: конкуренция продавцов может соединяться с конкуренцией, олиго-псонией или монопсонией покупателей; конкуренция покупателей — с конкурен­цией, олигополией или монополией продавцов; олигополия — с конкуренцией, олиго-псонией или монопсонией покупателей; олигопсония — с конкуренцией, олигополи­ей или монополией продавцов; монополия — с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; монопсония — с конкуренцией, олигополией или моно­полией продавцов. Это — лишь схематичные модели соотношения сил во взаимо­действии двух главных фигур любого рынка (продавцов и покупателей) вне связи с тем, кем они являются (производителями, посредниками или потребителями).

7. Рынки также дифференцируют по степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):

а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответ­ ствие с установленными государством процедурами и нормами;

б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразде­ лять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами куп­ ли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклоне­ ния от налогообложения); черные, на которых совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, «живого товара» (обслуживание нелегальных мигрантов, про­ ституток и др.).

Следует заметить, что все перечисленные виды рынков различаются с извест­ной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Кроме того, один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т. е. относить его к определенному виду по разным основа­ниям. В следующей теме мы рассмотрим взаимодействие основных рыночных сил.