logo
Bytyk_Ekonom_teor

§ 5. Оптимальная антиинфляционная политика

Чтобы излечить экономику от такой болезни, как инфляция, применяют раз­личные меры. Но эффективное лечение предполагает прежде всего установление правильного диагноза, ибо на базе неверного диагноза будет предписано не только ошибочное, но даже вредное «лечение», способное привести к коллапсу. Конкретно борьба с инфляцией должна исходить из точного ее определения: с каким видом и какой формой инфляции мы имеем дело в данном случае.

В случае подавленной инфляции спроса, в зависимости от того, насколько широк и глубок товарный дефицит, необходимо, во-первых, остановить или сдер­жать рост доходов, не обусловленных увеличением товарного покрытия денежной массы; во-вторых, освободить цены на продукцию, производимую и поставляемую множеством субъектов, т. е. неподконтрольную монополистам. Если будут либера­лизованы все цены без ограничения роста номинальных доходов, то произойдет превращение скрытой инфляции спроса в открытую, чем не преминут воспользо­ваться олигополисты, как это наблюдалось в Украине, особенно с начала 1992 г. Освобождение цен возможно и экономически оправдано только по продуктам, поставляемым множеством независимых субъектов, которые не контролируют ры­нок, но которым свободные цены служат стимулом и ориентиром, уравновешиваю­щим спрос и предложение на уровне реального соотношения платежеспособной потребности и объемов производства.

При открытой инфляции спроса нужно посредством ограничительной кредит­но-денежной политики нейтрализовать все причины превышения совокупного спроса над совокупным предложением. Но предварительно следует ввести жесткое регу­лирование или даже заморозить цены на ресурсы и продукты, поставляемые мо­нополистами, а также установить достаточный контроль за процентными ставками коммерческих банков, не говоря уже об умелой защите национальных производи­телей и устранении чрезмерного налогового бремени. Иначе инфляция спроса, даже в какой-то мере обузданная, перерастает в инфляцию издержек с возможным неплатежами, как случилось в странах СНГ примерно с 1994 г.

126

Ограничительная кредитно-денежная политика, проводимая в странах СНГ, особенно начиная с 1994 г., конечно способствовала усмирению факторов инфля­ции спроса. Однако после того, как большинство из них были нейтрализованы, следовало отказаться от ее дальнейшего ужесточения. Этого не было сделано из-за монетаристского подхода, согласно которому инфляция издержек способна якобы всегда самоликвидироваться: рост издержек ведет к падению производства и соот­ветственно к уменьшению спроса на вздорожавшие ресурсы, а в связи с сокраще­нием спроса на них будто бы должно произойти автоматическое снижение цен на данные ресурсы, что ограничит инфляцию издержек. Логика в таких рассуждениях есть, но она не учитывает, во-первых, монополизацию поставок основных матери­альных ресурсов и услуг транспорта, и связи общего пользования. Имеется в виду монополизация, которая препятствует снижению цен на них даже в условиях подавленного спроса. Во-вторых, игнорируется действие других причин инфляции издержек, которые в странах СНГ имели существенное значение. Таким образом, подобная антиинфляционная политика оказалась несостоятельной.

Чтобы антиинфляционная политика не разрушала отечественную экономику, она должна:

во-первых, обязательно предусмотреть эффективное регулирование цен на про­дукцию олигополистов, что совсем не противоречит практике развитых стран';

во-вторых, она должна только умеренно сдерживать денежную массу, не доводя дело до платежного кризиса и искусственного перепроизводства;

в-третьих, применительно к странам СНГ необходимо снять все таможенные преграды на пути восстановления общего рынка;

в-четвертых, смягчить налоговый пресс;

в-пятых, усилить контроль за деятельностью коммерческих банков, в частности, за их процентной политикой.

Остальные нюансы [от франц. nuance — оттенок] антиинфляционных мер можно рассматривать только в контексте конкретного инфляционного процесса на от­дельных его этапах.

Знание основных параметров товарно-денежных отношений позволяет пред­метно рассматривать различные стороны хозяйственной жизни. Научные представ­ления о законах рынка дают возможность, в частности, выяснить природу смешан­ной экономики, определить ее главных субъектов и описать круговорот ресурсов, продуктов и доходов.