logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.6. Международный кредит

Международный кредит — форма движения ссудного капитала в сфере меж­дународных отношений, субъектами которого выступают физические и юридичес­кие лица разных стран, их государственные институты и международные органи­зации. Он реализуется посредством коммерческих, банковских и облигационных займов. Международный кредит сегодня приобрел огромные масштабы. Так, за 1985 —

365

1989 гг. годовой объем международного заимствования возрос в целом с 283,3 д< 357,6млрд дол., в том числе в форме приобретения облигаций — с 167,8 дс 254,0 млрд дол. В 1989 г. международный кредит по заемщикам имел следующую укрупненную структуру, млрд дол.: страны ОЭСР 321,2, развивающиеся стра­ны — 15,9, восточноевропейские страны — 4,2 (в том числе СССР — 1,7), между­народные организации и прочие заемщики — 16,3.

У некоторых стран внешняя задолженность составляет весьма значительную сумму и отягощает их экономическое развитие. Это относится прежде всего к ряду наиболее отсталых государств Африки и к таким новым индустриальным странам, как Бразилия, Мексика и Аргентина, которые оказались не в состоянии полностью обслуживать свой внешний долг (погашать ссуды, срок платежей по которым наступил, и выплачивать в полной мере проценты по ним). Такая ситуа­ция возникает тогда, когда сумма внешнего долга значительно превышает объем экспортных поступлений и, следовательно, отношение сумм по обслуживанию долга (погашение кредитов, срок которых наступил, и выплата процентов) к экспортной выручке является высоким. Задолженность развивающихся стран в 1990 г. после практически неизменного уровня 1986—1989 гг. увеличилась на 51 млрд дол. и составила, по имеющимся оценкам, 1265 млрд дол.

Внешний долг бывшего СССР, который быстро рос с середины 80-х годов, со­ставлял на конец 1991 г. около 70 млрд дол., а его внешние кредиты — примерно 140 млрд дол. Правда, большинство из них приходилось на такие отсталые страны, чья платежеспособность не позволяла надеяться на погашение в обозримом буду­щем. После развала СССР его инициаторы первоначально решили разделить вне­шние пассивы и активы СССР с солидарной ответственностью по его внешнему долгу. Однако позже Россия, по согласованию с другими заинтересованными сто­ронами, приняла на себя всю задолженность и все кредиты СССР в международ­ных отношениях (хотя время от времени это оспаривается).

К 1997 г. внешний долг России (с учетом всего долга СССР) возрос почти до 130 млрд дол., что свидетельствует о ее падении в долговую яму. В середине 1998 г. она договорилась с МВФ о выделении ей еще около 15 млрд дол. Таким образом, Россия быстро попала в кабалу к развитым странам.

То же можно сказать и о других членах СНГ, в том числе об Украине. Если она начала, так сказать, с чистого листа в плане внешнего госдолга (с учетом передачи России своей части долга СССР), то уже в 1995 г. ее внешний госдолг достиг при­мерно 5 млрд дол. На 01.01.98 он составил 9,559 млрд дол. Одним из крупнейших кредиторов Украины, по данным Министерства финансов, является Россия, задол­женность перед которой превысила 2 млрд дол. (долг Украины странам СНГ в целом — 2,564 млрд дол., в том числе Туркменистану — 653 млн дол.). Долг Украины Всемирному банку достиг 1,213 млрд дол., Европейскому сообществу — 352 млн дол., Японии — 150 млн дол. По международным кредитным линиям, банком-аген­том по обслуживанию которых является Укрэксимбанк, задолженность Украины на 1 февраля составляет 1,058 млрд дол., в том числе Германии — 0,473 млрд дол., США — 0,476, Франции — 0,031, Италии — 0,035, Испании — 0,002 млрд дол.

Сложность ситуации в СНГ в части государственной задолженности усугуб­ляется тем, что ее рост сопровождается глубочайшим экономическим спадом. Сле­довательно, каких-либо перспектив сокращения госдолга не просматривается. В 1998 г. году Украина пыталась получить от международных финансовых органи­заций дополнительный кредит в размере 2,5 — 4 млрд дол. Вообще, за 1994 — 2000 гг. внешний долг Украины вырос с 0,4 млрд до 12,6 млрд дол., угрожая национальной безопасности и государственной независимости.

366

В этом плане показательно сравнение СНГ с так называемыми «дальневосточ­ными тиграми», которые испытали осенью 1997 г. тяжелейший финансовый кри­зис. Он прямо связан с их чрезмерным внешним госдолгом перед МВФ и разви­тыми странами, причем разразился, несмотря на те высокие темпы экономического роста, которые демонстрировали эти «тигры».