1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
В гл. 9, 21 и 25 уже говорилось о многих сферах, в которых бюджетное финансирование и поддержка необходимы. Остановимся только на тех из них, которые предопределяют не только уровень жизни населения, но и перспективы материального и духовного развития общества, а также конкурентоспособность национальной экономики.
1. Жилищное строительство. В табл. 26.1 показана динамика обеспечения жилищнми условиями в ряде развитых стран и в республиках бывшего СССР.
507
Таблица 26.1. Обеспеченность жильем в среднем на душу населения на конец года
Страна | Общая жилая площадь, м2 | Среднее количество комнат | ||||
1970 | 1980 | 1990 | 1970 | 1980 | 1990 | |
Россия | 11,5 | 13,4 | 16,3 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
Украина | 12,5 | 15,1 | 17,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
Белоруссия | 11,5 | 14,5 | 17,7 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Молдова | 11,0 | 15,2 | 17,7 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Узбекистан | 8,5 | 10,5 | 11,9 | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
Казахстан | 10,3 | 11,7 | 14,2 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
Таджикистан | 9,0 | 9,1 | 9,3 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Кыргызстан | 10,2 | 11,3 | 12,0 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Туркменистан | 10,0 | 10,2 | 11,2 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Азербайджан | 9,5 | 10,0 | 11,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Грузия | 13,0 | 17,0 | 18,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 |
Армения | 10,0 | 12,9 | 14,8 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
Литва | 13,6 | 16,2 | 19,3 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Латвия | 14,5 | 17,2 | 19,6 | 0,9 | 1,0 | 1,0 |
Эстония | 15,0 | 17,7 | 21,4 | 0,9 | 1,0 | 1,1 |
США | 36,0 | 46,5 | 51,0 | 1,6 | 2,1 | 2,2 |
Франция | 21,0 | 34,0 | 40,0 | 1,0 | 1,4 | 1,6 |
Швейцария | 32,5 | 40,5 | 45,5 | 1,3 | 1,6 | 1,8 |
Швеция | 37,0 | 48,5 | 52,0 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Япония | 12,5 | 24,0 | 30,0 | 0,8 | 1,1 | 1,3 |
Великобритания | 19,5 | 27,5 | 34,5 | 1,1 | 1,5 | 1,8 |
Греция | 15,0 | 22,5 | 25,0 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Италия | 13,5 | 19,5 | 24,5 | 0,9 | 1,3 | 1,3 |
ФРГ | 18,5 | 32,5 | 41,5 | 1,1 | 1,8 | 2,2 |
ГДР | 14,5 | 22,5 | 28,5 | 1,1 | 1,7 | 2,0 |
Австралия | 25,0 | 30,0 | 36,0 | 1,5 | 1,7 | 1,8 |
Болгария | 13,5 | 16,5 | 21,0 | 0,9 | 1,0 | 1,2 |
Венгрия | 14,5 | 18,0 | 24,0 | 1,0 | 1,1 | 1,4 |
Польша | 14,0 | 17,5 | 20,5 | 0,8 | 0,9 | 1,1 |
508
Везде в 70 —80-е годы наблюдалась позитивная динамика. Правда, в СССР темпы улучшения жилищных условий отставали от развитых стран. В какой-то мере это объяснялось тем, что основная часть жилого фонда принадлежала государству, а его строительство велось главным образом за счет госбюджета. Другими словами, частная и групповая инициатива в этой сфере была скована и слабо поощрялась.
В развитых странах, наоборот, значительная часть жилищного строительства осуществляется за счет средств граждан и получаемых ими на льготных условиях долгосрочных кредитов, чему способствует высокий уровень жизни и сбережений. Тем не менее и там государство принимает активное участие в финансировании и кредитовании жилищного строительства, особенно для малоимущих, чего нельзя сказать о странах СНГ в 90-х годах (за исключением разве что столичных городов).
Государство, заботящееся о смягчении имущественной дифференциации и о социальном мире, не может устраняться от создания необходимого минимума жилищных условий для всех граждан, ибо жилье — основополагающее благо и предмет первой необходимости. Кстати, признаком отсталости страны является сочетание «царских сел» для наиболее богатых с трущобами для основной части населения.
2. Здравоохранение. В СССР длительное время здравоохранение было, по сути, полностью огосударствленным. В настоящее время начинает формироваться него сударственное и страховое медицинское обслуживание. Это создает возможность выбора, но не означает необходимости свертывания государственного финансиро вания развития здравоохранения. Во всех развитых странах государство принима ет в этом широкое участие. Например, в расходах шведского населения на здраво охранение доля государства достигает 91% — самый высокий показатель среди развитых стран. Государственное финансирование здравоохранения особенно важ но для малоимущих слоев и в первую очередь для пенсионеров и подрастающего поколения. В то же время важное место в медицинском обслуживании занимают фирмы, обеспечивающие медицинское страхование своих работников. Так, средние затраты американской компании на здравоохранение составляют 13,6% фонда за работной платы, или примерно 2,6 тыс. дол. на каждого работающего.
В 90-е годы в странах СНГ произошло заметное сокращение населения. В Украине, например, оно уменьшилось за 1990 — 2001 гг. почти на 3,5 млн чел., что обусловлено не только сокращением рождаемости, но и ростом смертности. Важнейшей причиной повышения смертности является подрыв бюджетного финансирования системы здравоохранения, переводимого все более на платную основу и становящегося недоступным для значительной части населения. Происходит ухудшение здоровья нации.
3. Система образования и подготовки кадров. Услуги этой системы являются квазиобщественными благами, т. е. имеют огромный побочный эффект, так как фор мируют квалифицированную рабочую силу (человеческий капитал), во многом опре деляющую конкурентоспособность и перспективы развития народного хозяйства любой страны. Поэтому в развитых государствах бюджетное финансирование дан ной сферы занимает значительное место в общих расходах государства. Например, в США (даже без учета федерального бюджета) доля затрат на образование в издержках объединенного бюджета штатов в конце 80-х годов составляла 24%, а в объединенных бюджетах местных органов власти — 43%.
В отдельных странах Западной Европы, например в ФРГ и Скандинавских странах, главный упор в политике профессиональной подготовки делается на подготовку молодежи либо еще во время обучения в школе, либо на специальных курсах сразу же после ее окончания. В Германии в 1990 г. 59% всех занятых
509
прошли первоначальную подготовку на 2 —4-годичных курсах профессионального обучения, а к 2000 году этот показатель должен достичь 65%. Создание разветвленной сети школ профессионального обучения позволило этим странам в значительной степени решить проблему безработицы среди молодежи, уровень которой даже ниже, чем у взрослого населения.
Государство участвует в подготовке кадров не только путем прямого финансирования, но и за счет создания налоговых льгот для тех предприятий, которые направляют определенную часть своей прибыли на эти цели. В результате, например в США, фирмы ежегодно тратят на обучение и переподготовку рабочей силы 30 — 40 млрд дол. Эти затраты способствуют повышению конкурентоспособности компаний.
В бывшем СССР была создана разветвленная система бесплатного и доступного всем слоям среднего, профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования. Она позволила достичь гигантских успехов в индустриализации всех отраслей и в развитии науки и культуры. Жалкая бюджетная поддержка этой системы в странах СНГ в 90-х годах, фактически свертывающая государственное участие в подготовке кадров, вызывает отторжение пресловутых реформ, ведущих к отсталости.
4. НТП. В современных условиях, когда каждые 10 лет обновляется примерно 10% ассортимента продукции, а в приборостроении — около 22%, государство вынуждено проводить активную научно-техническую политику, чтобы поддержать конкурентоспособность национальной экономики. В развитых странах в 80-е годы на НИОКР ежегодно расходовалось 3 — 4% национального дохода. В США замечено такое соотношение, при котором на каждый доллар затрат на фундаментальные исследования приходится 10 дол. издержек на прикладные разработки и 100 дол. на их внедрение. Но поскольку практика показывает, что примерно половина расходов на НИОКР используется неэффективно из-за сложности предварительного определения их конечной коммерческой отдачи, то без участия государственных структур в финансировании научно-технических мероприятий нельзя обеспечить приемлемые позиции национальной экономики в мировом хозяйстве. Ведь негосударственные фирмы, пусть даже и наиболее крупные, конкурируя друг с другом, не могут позволить себе вкладывать средства в такие направления НИОКР, которые не дают достаточно быстрого коммерческого эффекта. Поэтому они перестают заниматься ими, как только обнаруживается их некоммерческий характер, несмотря на то, что в отдаленной перспективе они могут обеспечить высокие результаты. Отсюда в развитых странах финансирование государством НИОКР рассматривается в качестве важнейшей предпосылки всего технического прогресса страны.
Экономические успехи развитых стран не в последнюю очередь обусловлены государственной поддержкой научно-технических разработок как за счет налоговых льгот фирмам, занимающимся инновациями, так и путем государственных издержек на науку. Этим объясняются многие достижения США, японское экономическое чудо 60 —80-х годов, как и пришедшее ему на смену китайское экономическое чудо последних десятилетий XX в. и начала XXI в. Так, ежегодные госрасходы на науку составляли в 90-х годах в Японии 75 млрд дол., а в США — 173 млрд дол. В КНР в 1997 г. расходы на науку и технику достигли 11,7 млрд дол, что на 8,6 млрд больше предыдущего года, и что свидетельствует о том, какое внимание там уделяют НТП в ходе созидательных и социально направленных рыночных реформ.
Наш отечественный опыт, весьма успешный с точки зрения развития фундаментальных исследований (хотя они, как и весь НТП, оказались почти целиком
510
ориентированы на военные программы), доказывает вместе с практикой развитых стран, что НИОКР в современных условиях требуют оптимального сочетания государственных расходов и издержек предприятий. При этом государство должно в основном сосредотачивать свои усилия на:
финансировании фундаментальных разработок, не имеющих прямого коммерческого выхода;
выработке программ научных исследований на текущий и перспективный периоды, которые призваны координировать деятельность государственных и негосударственных участников НТП и определять приоритеты в нем;
проведении гибкой патентной и лицензионной политики;
установлении налоговых льгот для фирм, осуществляющих расходы на НИОКР;
субсидировании наиболее капиталоемких и перспективных направлений прикладных исследований, а также их внедрении.
Что же касается 90-х годов, то в гл. 12 мы уже отмечали факт резкого сокращения инновационной деятельности в странах СНГ, в том числе в Украине, который во многом обусловлен самоустранением государства от поддержки НТП. Это обстоятельство опасно тем, что Украина может пополнить список слаборазвитых стран. Например, в 1997 г. фактическое финансовое обеспечение НИОКР в Украине составило лишь 0,8% к ВВП, в то время как данный показатель во Франции и в Великобретании был более 2%, а в США, ФРГ и Японии — около 3%; на таком фоне не является неожиданностью то, что за 1990— 1997 гг. численность специалистов, занятых научно-технической деятельностью, сократилась не на какое-то количество процентов, а в 2,4 раза.
5. Культура и искусство. Эти сферы человеческой деятельности имеют огромное значение для развития духовного потенциала общества, но они далеко не всегда оказываются способными выдержать жесткие условия рыночной среды. Некоторые направления культурной и художественной жизни, особенно адресованные массовому потребителю, т. е. ориентированные на массовый вкус и запросы быстро меняющейся моды, могут иметь коммерческий успех и соответственно являются самоокупаемыми и рентабельными, не требуя финансирования со стороны. Другие же, которые не рассчитаны (при нынешнем культурном уровне населения) на широкую публику или, напротив, потребление результатов которых имеет существенную значимость для развития каждого, но расходы на которые не могут быть покрыты из доходов малоимущих семей, предполагают внешнее субсидирование. Частично оно осуществляется за счет спонсоров (меценатов). Однако частные пожертвования на их поддержку не могут полностью удовлетворить потребности в развитии библиотек, музеев, реставрационных работ, классических -видов искусств и т. д. Поэтому здесь велика роль государственного финансирования.
Этой сфере уделяется достаточное внимание в развитых странах. Большую поддержку государство оказывало культуре в бывшем СССР и других социалистических странах. Правда, тут культуру и искусство пытались уложить в прокрустово ложе соцреализма, однако обвинять социалистические страны в так называемом остаточном финансировании нематериальной сферы вряд ли правомерно. Это особенно очевидно на фоне постсоциалистического недофинансирования культуры в странах СНГ, многомесячных задержек с выплатой зарплаты ее работникам, не говоря уже о почти полном отсутствии ассигнования [от лат. assignare — назначать] на покрытие материальных затрат ее учреждений и организаций. Состояние тотального бюджетного недофинансирования в Украине отражают данные табл. 26.2.
511
Таблица 26.2. Ввод в эксплуатацию объектов социальной сферы в Украине*
Объекты социальной сферы | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Общей жилплощади, тыс. кв. м | 19 193 | 17 447 | 8 663 | 6 754 | 6 369 | 5 848 | 6 147 | 5 558 |
Средние учебные заведения, тыс. мест | 180,0 | 63,9 | 4,2 | 29,2 | 18,0 | 24,5 | 24,8 | 15,4 |
Дошкольные заведения, тыс. мест | 89,7 | 47,6 | 6,6 | 2,8 | 2,4 | 0,8 | 1,3 | 0,6 |
ПТУ, тыс. учебных мест | 16,8 | 2,6 | 1,2 | — | — | — | — | — |
Лечебные заведения, тыс. коек | 11,2 | 6,4 | 2,5 | 1,4 | 1,2 | 0,8 | 1,7 | 0,8 |
Клубов и ДК, тыс. мест | 43,4 | 37,5 | 5,4 | 0,9 | 2,1 | 0,7 | 1,6 | 1,0 |
* См.: Статистичний щор1чник Украши за 2000 piK. — К.: Техшка, 2001. — С. 213, 220, 222, 225.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы