2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
Если даже не учитывать влияния монополизации, то все равно следует выделить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределение ресурсов:
создание общественных благ;
производство или потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы).
Рассмотрим их в отдельности.
К общественным благам относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям (противопаводковые сооружения), система национальной обороны и безопасности, а также фундаментальные исследования (их результаты и многие технические средства). Социальные блага обычно неделимы и потому не могут быть проданы частному потребителю. Кроме того, на них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт получают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену.
Другими словами, по отношению к общественным благам не существует действенных способов отстранения индивидуальных потребителей от пользования их выгодами, как только эти блага появляются. Поэтому рыночная система вообще не производит их, ибо они не подлежат продаже негосударственным структурам. Социальные блага создаются только госсектором, точнее, только за счет государства. Они производятся или госпредприятиями, или по заказам государства в негосударственном секторе (различные средства вооружения, космических и термоядерных исследований, береговые системы оповещения и др.). Таким образом, их финансирование осуществляется только за счет налогообложения, т. е. на основе принудительной мобилизации источников денежных средств. Правда, в качестве исключения (подтверждающего правило) можно назвать добровольные пожертвования, например, на национальную оборону во время войны или деятельность меценатов, выделяющих средства на фундаментальную науку и различные отрасли культуры и искусства.
Что касается побочных эффектов, то они возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением известных продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в экономике называют переливами. Выделяют два их противоположных вида.
1. Издержки перелива — отрицательные побочные эффекты. Когда производство или потребление определенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не участвуют ни в производстве, ни в потреблении данного блага. Например, не работающий в производстве и сбыте табачных изделий некурящий человек часто страдает от курения других, или не занятый в создании и реализации автомобилей и не имеющий своего автомобиля человек нередко испытывает на себе все «прелести» автомобильных выхлопов и шумов. Вообще, загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления различных продуктов (если ни в их создании, ни в пользовании ими не участвует прямо конкретный субъект) является классической областью разнообразных отрицательных побочных эффектов.
Издержки перелива свидетельствуют, что ресурсы распределяются нерационально: или на производство продуктов, имеющих отрицательные побочные эффекты, выделяется слишком много ресурсов; или на защиту окружающей среды от отходов производства и потребления данных продуктов направляется недоста-
173
точно средств. Для частичной оптимизации распределения ресурсов в связи с этим необходимо государственное вмешательство. Оно обычно выражается:
а) в законодательном запрещении или ограничении определенных видов за грязнения посредством введения и повышения предельно допустимых концентра ций вредных веществ. Это заставляет виновных нести дополнительные расходы на очистные сооружения или на внедрение экологически чистых (малоотходных и безотходных) технологий. В результате издержки перелива уменьшаются или ликвидируются, становясь элементами внутренних затрат субъектов, заинтересо ванных в производстве и потреблении соответствующих продуктов;
б) в установлении специальных налогов на реализацию продуктов, производ ство или потребление которых создают отрицательные побочные эффекты. При мером этого являются акцизы [от франц. accise] на бензин, алкогольные напитки и табачные изделия. Акцизы соответственно повышают цены данных продуктов и, следовательно, могут, с одной стороны, ограничивать спрос на них, а с другой — аккумулировать в руках государства налоговые поступления, которые используют ся им на охрану окружающей среды и поддержание здоровья населения. Таким образом перераспределяются ресурсы.
2. Выгоды перелива — положительные побочные эффекты — наблюдаются тогда, когда определенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта, но и другим лицам и обществу в целом. Например, профилактическая медицина в виде обследований и прививок от тех или иных заболеваний выгодна как тем, кого они коснулись, так и остальным, ибо вероятность распространения соответствующих заболеваний снижается. Образование, которое выгодно не только преподавателям и учащимся, но и обществу в целом, в том числе бизнесу, получающему дополнительные возможности применения современной технологии, требующей квалифицированной рабочей силы. Внедрение результатов НИОКР, приносящее пользу как их разработчикам, применяющим их у себя, так и всем потребителям их продукции, ставшей или качественнее, или дешевле, или экологически чище.
Сам по себе рынок недостаточно направляет ресурсов на производство благ, имеющих положительные побочные эффекты. Ведь при полностью платных профилактической медицине и образовании многие несостоятельные люди, едва сводящие концы с концами в удовлетворении элементарных материальных потребностей, вряд ли смогут и даже сочтут нужным раскошелиться на услуги этих сфер. Вследствие этого утратят потенциальную выгоду от развития образования и здравоохранения как сами эти люди, так и общество в целом, в том числе бизнес, получающий в этом случае недостаточно подготовленные кадры с ослабленным здоровьем. Чтобы оптимизировать распределение ресурсов с точки зрения достаточного их выделения в сфере с выгодами перелива, в данный процесс должно вмешаться государство.
Главные меры, которые в этом случае применяет государство.
Увеличение спроса путем обеспечения потребителей платежными средствами, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выгодами перелива (в США, например, применяются продовольственные талоны для обеспечения нищих продуктами питания, что одновременно является и профилактикой многих заболеваний). Выплата стипендий тоже относится к подобным мерам, так как выдается только студентам, которые тратят ее, конечно, не только на цели обучения, но лишь до тех пор, пока обучаются на соответствующем уровне.
Увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субсидирования их производителей. Например, дотации фермерам, негосударственным
174
учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта и др. Выступая в виде налогов наоборот, они стимулируют расширение выпуска соответствующих товаров и услуг.
3. В случаях, когда выгоды перелива от определенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, т. е. учреждает организации госсектора, которые по заниженным тарифам или бесплатно предоставляют населению услуги образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи общего пользования. Иногда государство берет на себя функцию собственника и в таких сферах, как добывающая промышленность и банковское дело, поскольку они ощутимо влияют на общую конъюнктуру рынка и могут вызвать ее ухудшение вследствие злоупотреблений частных монополистических структур.
Если объемы производства продуктов индивидуального потребления и необходимых для их выпуска ресурсов определяются структурой совокупного спроса населения и бизнеса, т. е. их денежными голосами, то масштабы выработки общественных благ и продуктов со значительными выгодами перелива (квазиобщественных благ) детерминируются в демократическом государстве политическим голосованием граждан на выборах. Эти масштабы зависят от приоритетов экономической политики, которые намерены реализовать победившие партии и лидеры. При этом, коль скоро они берут курс на увеличение производства социальных и квазисоциальных благ, то соответствующие программы потребуют дополнительного финансирования из госбюджета, для чего обычно нужно усилить налоговое бремя. Это при прочих равных условиях снижает платежеспособность населения и предпринимателей, сокращая их спрос на продукты индивидуального потребления и необходимые для их создания ресурсы. Новые налоговые поступления, требующиеся для реализации социальных программ, направляются на закупку соответствующих продуктов и ресурсов. Таким образом, госсектор расширяется за счет негосударственного. В США за 1929—1988 гг. госрасходы на закупку товаров и услуг возросли с 9 млрд до 964 млрд дол. Госзакупки особенно увеличились в годы Второй мировой войны, как и во всех воюющих странах. В настоящее время во всех развитых государствах на госзакупки приходится существенная доля совокупного спроса. Например, в США и Великобритании около 20% валового национального продукта выкупается государством.
Госзакупки при изменении их объемов и состава меняют не только соотношение между секторами, сферами и отраслями экономики. Они модифицируют совокупный спрос и его соотношение с совокупным предложением. Таким образом, манипулируя объемом и структурой своих закупок, государство перераспределяет ресурсы и изменяет емкость рынка различной продукции. Госзакупки в развитых странах являются добровольными в смысле участия в них негосударственных фирм в качестве продавцов. Более того, за получение госзаказа идет жесткая борьба. В бывшем СССР государство было всеохватывающим и директивным посредником между государственными и колхозно-кооперативными предприятиями, для которых в соответствии с централизованным планированием, снабжением и сбытом закупки у государства и продажи государству носили обязательный характер. В постсоветской Украине, особенно в период с 1994 г., произошло резкое сокращение госзакупок, что вместе с засилием импорта и угнетением платежеспособности населения катастрофически сузило внутренний рынок отечественных производителей, расширило безработицу и подорвало уровень жизни, отбросив Украину по индексу человеческого развития за 1994— 1998 гг. с 45-го на 95-е место в мире. К каким последствиям приводят самоустранение государства от производства
175
общественных и квазиобщественных благ, на примере Украины свидетельствуют следующие цифры: за годы реформ количество наркоманов возросло в 3,8 раза, венерических заболеваний — в 15 раз, смертность от туберкулеза — в 18 раз. В настоящее время в Украине зарегистрировано 5 млн человек с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 1 млн — с сахарным диабетом, 20 тыс. — больных СПИДом, 200 тыс. — спидоносителей. К началу 1997/98 учебного года была закрыта 81 школа в сельской местности, сокращено 16,7 тыс. классов, ликвидировано 164 профтехучилища. За 6 лет финансирование науки сократилось в 16 раз, численность ученых — в 2 раза, поступление книг в библиотеки — в 4 раза. Все это — свидетельства подрыва кругооборота ценностей в отношениях между украинским государством, с одной стороны, и населением — с другой.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы