logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.2. Трудности фискальной политики

При осуществлении той или иной дискретной фискальной политики возника­ют некоторые затруднения.

1. Временной разрыв (лаг). В ходе проведения фискальной политики, как и любого сознательного действия, существует проблема времени.

Применительно к фискальной политике она заключается в следующем:

517

а) временной лаг распознавания состоит в том, что после начала спада или инфляции неизбежен определенный промежуток времени, необходимый для осозна­ ния самого факта вступления экономики в соответствующую фазу цикла; он мо­ жет быть более или менее продолжительным;

б) административная задержка связана с правовыми процедурами принятия решений о проведении того или иного курса фискальной политики компетентны­ ми органами. Особенно много времени в гражданском обществе уходит на обсуж­ дения в подготовительных комиссиях и на дебаты в парламентах (если требуется их одобрение, в частности по налоговому законодательству). Иногда предлагаемые меры могут стать излишними и даже вредными: пока принимаются решения об их осуществлении, ситуация в экономике может измениться;

в) функциональное запаздывание обусловлено тем, что эффект от реализации принятых мер наступает в экономике не сразу, а с известным лагом, возможно даже тогда, когда они уже не нужны.

2. Политические обстоятельства. Экономический курс формируется на соци­ альной арене и потому связан с политической борьбой социальных групп, движений и партий. Следовательно, цели стабилизации в фискальной политике оказывают­ ся деформированными различными социально-политическими влияниями, в том числе на почве лоббизма [от англ. lobbyкулуары], популизма и нередко подкупа.

Некоторые экономисты, имея ввиду воздействие на фискальную политику ин­тересов предвыборной борьбы, даже выдвинули предположение о наличии дело­вых циклов, обусловленных политическими мотивами, т. е. тем, что политические деятели (находящиеся у власти) манипулируют фискальной политикой с целью добиться максимальной поддержки избирателей, несмотря на то, что фискальные решения могут дестабилизировать экономику в будущем. Для таких предположе­ний есть достаточно оснований, по крайней мере, в практике поведения многих деятелей. Во всяком случае, по мнению ряда политологов, большинство избирателей определяют окончательно свое отношение к администрации примерно за год до выборов. Отсюда зачастую наблюдается стремление власть имущих сохранить свой статус такими методами, как предвыборное снижение налогов или увеличение госрасходов для привлечения голосов электората.

3. Внутренний эффект вытеснения. Он состоит в том, что определенные меры фискальной политики базируются на таком механизме, который ограничивает их же результативность. Например, с одной стороны, стимулирующая (дефицитная) фискальная политика, выраженная в увеличении госрасходов и снижении нало­ гов, вызывает повышение процентной ставки и сдерживание инвестиций и поку­ пок за счет заемных средств, т. е. сковывает экономическую активность, если бюджет­ ный дефицит покрывается выпуском государственных ценных бумаг; с другой стороны, сдерживающая фискальная политика, реализуемая через уменьшение гос­ расходов и увеличение налогов, обусловливает падение процентной ставки и возрас­ тание капиталовложений и спроса за счет кредита, коль скоро бюджетный изли­ шек используется на выкуп ранее размещенных государственных ценных бумаг. Однако когда в первом случае дефицит покрывается не через государственный долг, а путем денежной эмиссии, а во втором случае — положительное сальдо бюджета используется не на погашение этого долга, а соответствующая ему де­ нежная масса изымается из обращения, то тогда в обоих вариантах эффекта вы­ теснения нет (конечно, при отсутствии засилья монополий и наличии правопо­ рядка).

Правда, при неглубоком спаде (касающемся не всех отраслей) стимулирую­щая фискальная политика (увеличение государственных расходов и уменьшение

518

налогов) может привести к инфляции, следовательно, часть ее эффекта уйдет про­сто в рост цен, а не в расширение занятости и производства, поскольку почти полностью задействованные мощности не смогут сразу (без дополнительных ка­питаловложений) ответить на добавочный спрос соответствующим приростом пред­ложения. Но при значительных спадах такого ценового эффекта вытеснения не наблюдается, разумеется, если нет предпосылок инфляции издержек, о которых речь шла в гл. 6.

4. Внешний эффект вытеснения. Он может возникать в связи с взаимосвязью национальной и мировой экономики. Так, с одной стороны, стимулирующая фис­кальная политика, если она ведет к росту процентной ставки, одновременно может вызвать приток в страну иностранного капитала, что порождает падение курса инвалюты, который поощряет импорт и ограничивает экспорт, т. е. понижает сово­купный спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, сдерживающая фис­кальная политика (коль скоро она сопровождается падением процентной ставки) одновременно приводит к оттоку капитала за рубеж и повышению курса инвалю­ты, что обусловливает стимулирование экспорта и сдерживание импорта, т. е. рас­ширение деловой активности в стране за счет чистого экспорта. Вместе с тем внеш­ний эффект вытеснения фискальной политики можно нейтрализовать посредством стабилизации процентной ставки как способами покрытия бюджетного дефицита и использования бюджетного излишка (когда они возникают), так и методами кредитно-денежной политики, о которых будет сказано в гл. 27.

Охарактеризуем еще некоторые вопросы бюджетного дефицита и государствен­ного долга.