logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.3. Противоречия товарного производства

Для товарного производства характерно противоречие между частным и об­щественным трудом, которое разрешается в актах обмена, т. е. на рынке. Если това­ропроизводителю не удается по тем или иным причинам продать свой товар, это означает, что его труд так и остается непосредственно частным и лишь потенци­ально общественным, т. е. реально не доказывает своего общественного характера. Ведь данный товар и реализованный в нем труд оказываются ненужными. Такой неудачливый товаропроизводитель терпит убытки, поскольку затратил на созда­ние товара соответствующие ресурсы и не смог покрыть затраты выручкой от его продажи. И если эти убытки достаточно велики, он может стать банкротом [от итал. banco — скамья, лавка менялы, банк и rotto — сломанный]. Следовательно, противоречие между частным и общественным характером труда есть источником имущественного расслоения товаропроизводителей: те из них, кто постоянно и выгодно реализует товары и тем самым доказывает общественный характер свое­го труда, обогащаются и могут расширять хозяйственную деятельность; а те, кому это не удается (все равно по каким причинам), несут убытки и могут в конце концов разориться. Поэтому данные противоречия есть основным источником раз­вития товарного производства: таким образом оно осуществляет своеобразный и весьма болезненный экономический отбор лучших товаропроизводителей, концен­трируя в их руках производственные ресурсы.

Это противоречие выражается в двух других противоречиях товарного произ­водства:

  1. между конкретным и абстрактным трудом;

  2. между потребительной стоимостью и стоимостью.

Конкретный труд и потребительная стоимость — атрибуты частного ха­рактера труда, а абстрактный труд и стоимость — выражения его общественно­го характера. Ведь все характеристики конкретной стороны труда, включая и спе­цифику потребительной стоимости, производитель определяет сам (на свой страх и риск), изучая рынок, в то время как абстрактный труд и стоимость проявляются лишь в обмене и только при условии, что у его товара найдется покупатель.

Противоречия товарного производства на сколько-нибудь развитой его стадии разрешаются посредством денег.