logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность

Финансовые [от лат. financiaналичность, доход] отношения опосредуют кругооборот ресурсов, продуктов и доходов, ибо их движение предполагает соот­ветствующие платежи между контрагентами. Вообще финансы — это система отно­шений между различными субъектами по поводу формирования, распределения, перераспределения и расходов их фондов денежных средств. Кредит является частным случаем финансов в широком смысле слова, так как кредитные отношения

178

складываются по поводу того же, но применительно к фондам временно свобод­ных денежных средств, становящихся объектами заимствования. По субъектам финансовых отношений различают:

  1. финансы домохозяйств, представленные бюджетами [от англ. budget — сумка], или фисками [от лат. fiskus — государственная казна] семей, которые имеют свою доходную и расходную части — источники поступлений и направле­ния использования (о чем речь шла в гл. 7);

  2. финансы фирм, которые фиксируются в таких документах, как бухгалтер­ский баланс, баланс активов и пассивов, счет прибылей и убытков и т. д. (на чем мы остановимся во второй части курса);

  3. финансы некоммерческих организаций, в частности, профсоюзов, партий, политических и общественных движений, церквей и др., которые все имеют свои кассы, бюджеты, где аккумулируются [от лат. accumulatioнакопление] взносы участников этих образований и откуда они расходуются на цели, предусмотрен­ные их уставами;

  4. государственные финансы — система поступлений, распределения и примене­ния денежных средств госбюджета и различных внебюджетных фондов на разных уровнях власти, а также в определенной фискальной и кредитно-денежной политике.

Все эти элементы финансовой системы тесно переплетаются между собой взаим­ными платежами и ссудами, с одной стороны, облегчающими движение ресурсов и продуктов, а с другой — обеспечивающими выполнение функций каждым из на­званных субъектов. Государство не только законодательно придает этим отношениям правовое оформление, но может в рамках своей юрисдикции воздействовать с помо­щью финансово-кредитных рычагов на поведение физических и юридических лиц.

Подробная характеристика государственных финансов, кредитной системы и их роли в регулировании макроэкономических процессов будет изложена в тре­тьей части учебного пособия. Тут мы лишь в общих чертах опишем два основных направления кредитно-финансового воздействия государства на деловую активность в рамках антициклической политики, т. е. политики, направленной на смягчение хозяйственных колебаний в рамках экономических циклов.

1. Дискретная [от лат. discretus — прерывистый] фискальная политика. Она заключается в маневрировании налоговым прессом и госрасходами на обществен­ные и квазиобщественные блага. В фискальной политике применяются два прямо противоположных курса:

а) когда в экономике наблюдается спад, обусловленный превышением сово­ купного предложения над совокупным спросом (кризис перепроизводства), тогда фискальная политика ориентируется на снижение налогового бремени для повы­ шения платежеспособности и стимулирования экономической активности, с одной стороны, и на увеличение госрасходов на производство общественных и квази­ общественных благ для расширения занятости и емкости рынка за счет госзаку­ пок - с другой (дефицитное стимулирование);

б) если в экономике установилось превышение совокупного спроса над сово­ купным предложением, которое раскручивает инфляцию спроса, то фискальная политика сводится к противоположным мерам: во-первых, к повышению налогов с целью снижения ажиотажного спроса и спекулятивной активности, а во-вторых, к уменьшению госрасходов на общественные и квазиобщественные блага для сокра­ щения совокупного спроса за счет ограничения объемов госзакупок.

Таким образом, прерывная фискальная политика исходит из оценки рыночной конъюнктуры и направлена на ее оздоровление или от перепроизводства, или от инфляции спроса. Ее основные параметры обосновал Дж.М. Кейнс в своей эпо-

179

хальной книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)1. Рецепты Кейнса и его последователей (кейнсианцев) широко применялись несколько деся­тилетий правительствами всех развитых стран, хотя с 70-х годов подверглись на­растающей критике со стороны монетаристов. В свете кейнсианской фискальной политики выглядит, по меньшей мере, странным то, что в странах СНГ, в том числе в Украине, в период ужасающего спада 90-х годов происходило, с одной стороны, не уменьшение, а увеличение налогового бремени, и, с другой — не расширение, а сужение (причем резкое) госрасходов на общественные и квазиобщественные блага.

2. Дискретная кредитно-денежная политика. Проводится государством че­рез центральный банк страны с целью воздействия на денежно-кредитную массу.

Кредитно-денежная политика также имеет два прямо противоположных курса в зависимости от состояния рынка:

а) в случае кризиса перепроизводства, значительной безработицы и недогруз­ ки мощностей центральный банк должен увеличивать денежно-кредитную массу, чтобы за счет нее расширить совокупный спрос;

б) если совокупный спрос превышает совокупное предложение и развертывается инфляционная спираль, то центральный банк, наоборот, должен сократить денежно- кредитную массу, чтобы устранить ажиотажный спрос и порожденную им инфляцию.

Методы прерывной кредитно-денежной политики также сформулированы в рамках кейнсианства. Подробно речь пойдет о них в третьей части курса. Тут мы только перечислим основные из методов:

а) изменение учетной ставки процента центрального банка по его кредитам коммерческим банкам — дисконтная [от англ. discount, ит. sconto, от лат. computo — считаю] политика; в условиях спада ставку следует снизить, делая кредит дешевле, а при инфляции спроса — повысить, удорожая кредиты;

б) операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами: их покупка — при кризисе перепроизводства и их продажа в условиях инфляции спроса с целью изъятия части денежной массы;

в) изменение норм обязательных резервов коммерческих банков в централь­ ном банке: их снижение в условиях спада, когда нужно увеличивать денежную массу административными мерами, и их увеличение — при инфляции спроса.

Вообще, в условиях кризиса перепроизводства центральный банк должен проводить политику «дешевых денег», т. е. увеличивать денежную массу, а при инфляции спроса — политику «дорогих денег», или рестриктивную [от лат. restrictioограничение] кредитно-денежную политику. К сожалению, в странах СНГ и в этой сфере, особенно с середины 90-х годов, проводится, мягко говоря, неадекватный курс: в условиях глубочайшего экономического спада и крайне подавленного спроса, сопровождав­шихся всеобщим кризисом платежей, осуществлялась ограничительная кредитно-денежная политика, политика дорогих денег, доведшая до степени денежного голода.

В целом умелые или, напротив, неумелые действия должностных лиц государ­ства в формировании и реализации экономической политики очень существенно сказываются на фирмах и домохозяйствах, да и на народном хозяйстве вообще. Поэтому на всех направлениях государственного вмешательства важно не только выбрать адекватные формы и методы государственного участия в кругообороте ресурсов, продуктов и доходов, но и соблюдать меру, искать золотую середину. Это необходимо для обеспечения благотворного влияния такого участия на все сторо­ны хозяйственной жизни, ибо оно так или иначе проявляется и в затратах, и в показателях, и в доходах субъектов хозяйственной жизни.

' См.: Всемирная история экономической мысли: В 6 т. / Под ред. В.Н. Чсрковца. — М.: Мысль, 1990. Т. 4: Теория социализма и капитализма в межвоенный период. — С. 488 — 504.

180