2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
Чрезмерное неравенство в распределении доходов, порождаемое бездушным рыночным механизмом, смягчается вмешательством государства в данный процесс. К такому вмешательству государство вынуждено было прибегнуть в результате длительной борьбы обездоленных слоев за свои интересы, под воздействием примера социалистических стран в деле социальной защиты населения, а также в итоге классового компромисса, достигнутого на базе понимания буржуазией разных стран того, что чрезмерная и широкомасштабная бедность подрывает емкость внутреннего рынка товаров массового потребления, а следовательно, и возможности прибыльных капиталовложений.
Участие государства в перераспределении доходов с целью сокращения неравенства реализуется тремя основными способами.
1. Трансфертные [от лат. transfero — переношу, перемещаю] платежи. Посредством их в соответствии с социальными программами часть доходов государства, формирующихся в основном путем налогообложения, в том числе социального страхования, передается в виде пособий и субсидий неполным семьям, многодетным семьям, сиротам, престарелым, безработным, инвалидам и другим категориям лиц, которые (в противном случае) или вообще не имели бы средств существования, или получали бы их слишком мало. Поскольку источником трансфертов по социальным программам являются налоги и обязательные страховые взносы, то они вызывают недовольство наиболее корыстной части состоятельных слоев. Социальная политика в этой сфере должна решать следующие задачи:
а) обеспечение общественной защиты нетрудоспособных и малоимущих;
б) недопущение возникновения на данной почве тенденций иждивенчества и злоупотреблений;
в) противодействие разрастанию аппарата и бюрократизации системы социаль ного страхования и обеспечения;
168
г) препятствование установлению чрезмерного налогового бремени на базе социальных программ.
На каждом этапе в определенной стране реализация этих целей имеет свою специфику и должна базироваться на поиске оптимальной меры в достижении всех их, тем более, что они в известном смысле противоположны друг другу.
Систему общественных трансфертов называют политикой поддержания доходов. В США общие расходы на нее увеличились за 1940— 1988 гг. с 4 до почти 18% от ВНП. Характеристика основных программ, действующих в США по поддержанию уровня доходов, представлена в табл. 9.1. Эти программы снизили уровень бедности в США, однако подвергаются критике по следующим позициям:
а) около трети расходов на них уходит на аппарат;
б) люди, одинаково нуждающиеся, получают в разных штатах различные пособия;
в) они дестимулируют экономическую активность, в частности при поиске работы и переквалификации, а также порождают иждивенчество;
г) при натуральных пособиях у их получателей уменьшается потребительский выбор;
д) поддержка неполных семей поощряет их распад.
С данных позиций с президентства Р. Рейгана началось наступление на систему социальных трансфертов, которое продолжалось и в 90-х годах.
Разный уровень экономического развития и исторически сложившаяся система трудовых отношений предопределяют значительные межстрановые различия в уровне и масштабах социальной защищенности трудящихся. О степени социальной обеспеченности в первую очередь можно судить по такому показателю, как доля ВНП, направляемая на социальные цели. Среди западноевропейских стран абсолютными лидерами в этой области являются Бельгия и Нидерланды, где доля социальных расходов в ВНП превышает 30%. Этот показатель выше среднего по ЕС (25,2%) в Дании, Франции и ФРГ; ниже (15 — 20%) — в Португалии, Испании и Греции. Особенно большие различия наблюдаются в расходах на социальные цели в расчете на душу населения. Соотношение этого показателя между Нидерландами и Португалией составляет 4 : 1. Во многих западноевропейских государствах, как и в США, после разрушения социалистической системы развернулась компания по снижению расходов на социальную защиту населения под предлогом экономии с целью сокращения дефицита госбюджета, с одной стороны, и для повышения конкурентоспособности национальных производителей за счет снижения бремени обязательных отчислений в фонды социального страхования и обеспечения — с другой.
В СССР трансфертные платежи осуществлялись через общественные фонды потребления, которые обеспечивали финансирование не только бесплатного предоставления услуг здравоохранения и образования или дотирование жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, но также пенсионное и другое обеспечение. Посредством этих фондов населению СССР поступала треть всех предметов потребления. С переходом к рынку в Украине и странах СНГ в целом большинство социальных программ было значительно урезано, хотя дорога реформам прокладывалась посредством неуемного популизма, в том числе относительно этих программ. Сегодня в Украине основными фондами социального страхования являются:
а) пенсионный фонд, формирующийся вне бюджета за счет обязательных сборов от индивидуальной зарплаты каждого работника (1% заработка) и от фактических расходов на оплату труда предприятий и учреждений (с 1997 г. — в размере 32%);
169
Таблица 9.1. Характеристика основных программ по поддержанию уровня дохода в США1
Программа | Основания для получения льгот | Источник финансирования | Форма помощи | 1987 финансовый год | |
расходы, млрд дол. | получатели льгот, млн | ||||
Программы социального страхования | |||||
Страхование по старости, нетрудоспособности, а также иждивенцев, переживших застрахованного (ССНИПЗ) | Старость, нетрудоспособность, смерть родителя или супруга, заработок данного лица | Федеральные налоги с нанимателей и лиц наемного труда | Наличные выплаты | 204 | 38 |
Медиклр | Старость, нетрудоспособность | Федеральные налоги с нанимателей и лиц наемного труда | Субсидированное страхование от болезней | 80 | 32 |
Пособия по безработице | Безработица | Федеральные налоги и налоги штата с нанимателей | Наличные выплаты | 7 | 14 |
Программы государственной помощи | |||||
Дополнительная программа социального обеспечения (ДСО) | Старость или нетрудоспособность, доход | Доходы федерального правительства | Наличные выплаты | 13 | 4 |
Помощь неполным, полным семьям с детьми (ПНСД) | Некоторые семьи с детьми, доход | Доходы федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов | Наличные выплаты и услуги | 16 | 11 |
Правительственные талоны | Доход | Доходы федерального правительства | Контрольные талоны | 11 | 18 |
Медикейд | Лица, имеющие право на получение пособий по программам ПНСД и ДСО и нуждающиеся в медицинской помощи | Доходы федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов | Субсидированная медицинская помощь | 45 | 23 |
1 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 2. — С. 296. 170
б) так называемый Чернобыльский фонд, образующийся тоже посредством отчислений от фонда зарплаты предприятий и учреждений, средства которого идут на ликвидацию последствий аварии;
в) фонд занятости населения, создаваемый также посредством отчислений от фонда зарплаты предприятий и учреждений и из которого финансируются меро приятия по борьбе с безработицей и пособия безработным.
2. Государственное воздействие на цены и тарифы, устанавливаемые рыночными силами (взаимодействием спроса и предложения). Рыночные цены могут оказаться на слишком обременительном уровне (высоком или низком) для определенных категорий граждан. Чтобы облегчить реализацию их интересов, государство вмешивается в ценообразование, вторгаясь в рынок труда не только в плане законодательного ограничения длительности рабочего дня или недели, но и в разрезе установления минимальной зарплаты. В США она определяется как минимальная часовая ставка, которая в 90-е годы приблизилась к 6 дол. и соответствует границе малообеспеченности, удовлетворяющей обычные потребности наемного работника и его семьи. В СССР минимальная зарплата в последние годы до его развала равнялась 85 советским рублям в месяц, что отвечало реализации минимальных запросов человека. В Украине ныне она составляет 45 грн. в месяц (до 01.01.1998 г. — 15 грн.), что никак не соответствует месячной стоимости набора самых элементарных продуктов питания, не говоря уже обо всем остальном. Следовательно, в Украине минимальная зарплата не реализует свою изначальную функцию — защиту наемных работников от занижения зарплаты в условиях безработицы, когда спрос на рабочую силу меньше ее предложения и когда их взаимодействие толкает уровень зарплаты вниз.
Кроме регулирования оплаты труда, государство практически во всех странах активно влияет на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования для обеспечения доступности их услуг малоимущим. В Украине в годы реформ наблюдалось наступление па интересы этого слоя, к которому относится большинство ее населения, и в этой сфере. О повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине свидетельствует табл. 9.2.
Таблица 9.2. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине, %
Дата | Повышение тарифов как части возмещения фактической стоимости услуг | Относительное возрастание количества назначенных субсидий вследствие повышения тарифов |
01.06.95 | с 20 до 30 | 317 |
01.09.95 | с 30 до 40 | 247 |
01.01.96 | с 40 до 60 | 87 |
1 01.08.96 | с 60 до 80 | 17 |
Большое место почти во всех странах уделяется государственному вмешательству в ценообразование на сельхозпродукцию. При хороших урожаях государство расширяет закупку этой продукции в целях сдерживания падения цен на нее государственным способом, вследствие превышения ее предложения над спросом. В условиях же неурожаев государство, наоборот, продает свои запасы сельхозпродукции для сдерживания чрезмерного подъема цен на нее и соответственно для защиты интересов уже ее потребителей. Таким образом, поддерживается известная
171
стабильность цен на данную продукцию, что отвечает интересам, с одной стороны, ее производителей в условиях перепроизводства, а с другой — ее потребителей при недопроизводстве. К сожалению, украинское государство либерально-компрадорских реформ устранилось от ценовой поддержки отечественного сельского хозяйства, позволив монополистам установить ценовой диспаритет в ценах на сельхозпродукцию, с одной стороны, и продукцию, необходимую для ее производства, с другой, не говоря уже о создании условий для захвата национального рынка импортерами.
3. Прогрессивный характер индивидуального налогообложения. Дифференциация ставок подоходного налога и налога на личное имущество создает эффект «Робин Гуда», т. е. изымает чрезмерную часть доходов богатых в пользу бедных. Это касается прежде всего прогрессивного характера подоходного налога, который, хотя и в разной степени, присущ налоговой политике всех государств. В Украине, правда, налогонеобла-гаемый минимум вплоть до 1998 г. составлял смехотворно низкую величину — 17 грн. в месяц, в то время как в США он превышает 6 тыс. дол. в год. Поскольку богатые в Украине имеют несравненно большие возможности в сокрытии своих доходов от налогообложения и в получении налоговых льгот, то тяжесть налогового бремени, перекладываемая на малоимущих, фактически больше, чем на состоятельных. Что касается дифференциации налогов на личное имущество, то она практически ничтожна и поощряет строительство «царских сел».
В экономике влияние государства на перераспределение доходов иллюстрируется графически построением двух кривых Лоренца, которые изображены (по данным США за 1986 г.) на рис. 9.1. Нижняя кривая, отражающая неравенство, порождаемое рынком, не учитывает воздействия налогов и трансфертов на неравенство доходов. Верхняя кривая, которая фиксирует перераспределительную роль государства, показывает неравенство после взимания налогов и выплаты трансфертов. К. Макконнелл и С. Брю полагают, что «уменьшение неравенства доходов — примерно на 80% обусловлено в основном трансфертными платежами»1.
Рис. 9.1. Влияние государственных налогов и трансфертных платежей на неравенство доходов
-----------------------------------------
' Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т.2. - С. 279. 172
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы