2.2. Ограничение монополизма
Выше неоднократно отмечалось, что только в условиях конкуренции рыночные законы обеспечивают, хотя и не во всем, оптимизацию хозяйственной деятельности, ибо в противном случае производители и поставщики, пользуясь олиго-польной властью, перестают адекватно реагировать на меняющийся совокупный спрос, неэффективно распределяют ресурсы по отраслям и регионам, а также сдерживают технический прогресс. Чтобы этого не допускать, государство должно ограничивать паразитические устремления олигархии. При этом отношение к естественным и к искусственным (неестественным) монополиям у государства должно быть различным.
Естественные монополии зачастую возникают в отраслях железнодорожного и городского транспорта, связи общего пользования, электро-, водо- и теплоснабжения населенных пунктов, где технические, организационные и экономические условия делают нерациональным (экономически дорогим) параллельное функционирование множества конкурирующих фирм. Поэтому тут государство стремится не к созданию конкурентной среды, а к обузданию злоупотреблений со стороны естественных монополий. В данном деле оно использует два основных способа:
создание государственных структур по контролю за естественными монополиями (относящимися к негосударственному сектору) в вопросах соблюдения ими установленных стандартов на их продукцию и предотвращения завышения цен и тарифов [от араб, ta'rif — определение] на нее;
учреждение вместо частных фирм в указанных сферах соответствующих предприятий, принадлежащих центральным или местным органам государственной власти, т. е. создание государственных, или муниципальных, организаций данного профиля, так как коммерческие структуры больше склонны к злоупотреблению своим рыночным господством, чем государственные и коммунальные фирмы, для которых прибыль не является самоцелью.
Какой из двух способов лучше — зависит от конкретной ситуации. Но первый мягче второго с точки зрения ограничения негосударственного сектора. К сожалению, в ходе постсоветских реформ явно просматривалось пренебрежение обоими этими способами обуздания естественного монополизма.
Что касается тех отраслей, где объективно нет условий для возникновения естественных монополий, то для защиты конкуренции в них применяется антимонопольное законодательство. Родиной антимонопольного законодательства (под названием антитрестовского) стали США, где его формирование началось принятием в 1890 г. известного акта Шермана. Его разработка опиралась на некоторые прецеденты предшествующей судебной практики и на реальную экономическую и политическую
164
обстановку в стране в тот период, характеризующуюся, в частности, массовыми общественными протестами против огромной власти монополистических трестов.
В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, хотя и под различными названиями:
закон о торговой практике — в Австралии;
закон о конкуренции — в Канаде;
закон о продвижении экономической конкуренции — в Финляндии;
закон о контроле монополий и ограничительных действиях — в Дании;
закон против ограничений конкуренции — в ФРГ;
антимонопольный закон в Японии;
закон о конкуренции — во Франции, к которому «примыкает» закон о контроле монополий и олигополии и положении о ценах;
закон о контроле монополий и олигополии и защите свободной конкуренции — в Греции;
закон о слияниях, поглощениях и монополиях — в Ирландии;
закон об экономической конкуренции — в Голландии;
закон о конкуренции — в Швеции;
федеральный закон о картелях — в Швейцарии;
закон о справедливой торговле и закон об ограничениях в торговле — в Великобритании;
королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибыли, государственным подношениям в Норвегии и т. д.
Хотя сами названия законов уже отражают отличие в акцентах, суть их одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации.
Поскольку антимонопольное законодательство в других странах формировалось по модели антитрестовских законов в США (хотя, как правило, в более либеральном варианте), рассмотрим более подробно целевые установки и историю антитрестовского законодательства.
По сути своей это законодательство направлено на защиту и сохранение как бы в «оптимальном режиме» механизма олигополии. В этом смысле характерно отношение к самой олигополии, заложенное в законодательстве. Если монополия или попытка установить монополию обычно признаются противозаконными, то олигополия сама по себе таковой не считается, хотя ее власть над рынком достаточно велика. Антитрестовские иски в отношении олигополистических фирм связываются, как правило, с обвинениями последних в сговоре. Выявить сговор не всегда возможно. Однако если обстоятельства позволяют считать, что между компаниями существовал тайный сговор или были общие цели, замыслы и намерения для нового сговора, то суд вправе признать эти компании виновными в нарушении антитрестовского законодательства. Чтобы параллелизм действий отдельных фирм был признан тайным сговором, необходимо наличие дополнительных доказательств, таких, например, как невозможность или маловероятность (в связи со сложностью продукции или по другим причинам) достигнуть единства действий без предварительного сговора; осуществление действий в ущерб собственным интересам и т. д. В американской судебной практике не было ни одного случая преследования олигополистических фирм за нарушение антитрестовского закона, если отсутствовали доказательства тайного сговора между ними. Следовательно, первая и наиболее существенная черта антитрестовского законодательства — защита баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии.
Поэтому суть первого федерального антитрестовского закона США (акта Шер-мана) заключалась в том, что:
165
ограничения торговли вследствие контрактов, объединений или сговора, а также монополизации или попытки монополизации признавались противозаконными и соответственно наказывались как преступления;
широкие полномочия предоставлялись государственным и служебным органам, проводящим антитрестовую политику;
заинтересованность в возбуждении антитрестовских дел поощрялась необходимостью возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения антитрестовского закона.
В 1914 г. как дополнение к акту Шермана был принят акт Клейтона, направленный против отдельных видов монополистической практики. В нем, в частности, осуждались и запрещались:
ценовая дискриминация (практика тайных скидок с прейскурантных цен);
заключение связывающих контрактов, когда покупателю запрещалось заключать сделки с другими продавцами, т. е. ограничивалась конкуренция продавцов;
определенные корпоративные слияния, результатом которых могло быть значительное снижение конкуренции или тенденция к созданию монополии в любой области коммерции;
переплетающийся директорат конкурирующих компаний;
определенные сделки с транспортными компаниями.
В этом же 1914 г. был принят акт о Федеральной торговой комиссии, направленный против нечестных методов конкуренции. Из более поздних поправок и дополнений к антитрестовским законам необходимо указать:
Акт Робинсона — Патмана (1936 г.), расширивший и дополнивший акт Клейтона о ценовой дискриминации;
Акт Селлера — Кефовера (1950 г.), усиливший ограничения акта Клейтона, касающийся слияния компаний.
Размер штрафов и продолжительность тюремного заключения на протяжении действия антитрестовских законов несколько раз пересматривались в сторону повышения. Последнее такое изменение было в 1984 г. Применение подобных уголовных санкций на практике довольно ограничено, хотя и активизируется в последнее время. Так, с 1890 г. до середины 70-х годов XX века было вынесено всего лишь несколько десятков приговоров, предусматривающих тюремное заключение сроком от 4 часов до 2 лет. В последние же годы такие санкции применяются все чаще в связи с участившимся в последнее время особым видом ценового сговора — фиксированием ставок в торгах на получение государственных контрактов. В 80-е годы только по таким делам, связанным с контрактами на строительство дорог, было вынесено 127 приговоров с отбыванием срока в тюрьме, хотя средний срок тюремного заключения был относительно скромным — около 4,5 месяца.
Чаще используются штрафы. Однако действенность их недостаточна, так как сумма штрафа обычно составляет лишь незначительную часть прибылей, получаемых в результате фиксирования цен. В то же время получаемые государством штрафы значительно превосходят расходы на расследование таких дел. По упомянутым выше делам в виде штрафов государством было получено в общей сложности 47 млн дол.
Более широко по сравнению с уголовными используются гражданско-правовые санкции: аннулирование или изменение существующих соглашений с конкурентами, поставщиками или покупателями; принудительная ликвидация филиалов компаний или даже роспуск самих компаний; возмещение убытков в тройном размере частным лицам или по фактическому уровню государственным организациям и т. д. Нередко антитрестовские дела завершаются мирными соглашениями, которые являются
166
компромиссом сторон в целях приведения деятельности компаний в соответствие с антитрестовским законодательством. Это часто связано как со сложностью ведения антитрестовских дел, так и со значительностью сопутствующих расходов.
В 1991 г. и в Украине началось становление антимонопольного законодательства. Данный процесс объективно необходим, поскольку без него невозможно вхождение в рынок, тем более при отечественном сверхмонополизме. В 1991 г. в СССР был принят закон об ограничении монополистической деятельности. В том же году аналогичный закон вошел в действие в Российской Федерации, а в 1992 г. — в Украине. Эти законодательные акты запрещают деятельность, направленную на ограничение конкуренции и сдерживающую удовлетворение интересов потребителей и других хозяйствующих субъектов.
Отечественным антимонопольным законодательством не допускается:
ограничение или снятие с производства и изъятие из обращения товаров в целях создания и поддержания товарного дефицита или искусственного повышения (понижения) цен;
навязывание контрагенту невыгодных условий договора, в том числе потребителю — принудительных условий продажи товаров;
заключение соглашений между конкурентами, в которых предусматривается:
а) установление цен и тарифов, скидок и надбавок к ним в целях ограничения конкуренции;
б) территориальный раздел рынков по продаже и закупкам, по объему и ас сортименту продукции, по кругу покупателей и продавцов;
в) устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствую щих субъектов;
сговор между неконкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на рынке, а другой является его поставщиком или потребителем, если соглашение между ними сужает конкуренцию;
препятствование со стороны органов власти созданию предприятий и расширению их хозяйственной деятельности, как и дискриминация каких-либо фирм;
централизация органами власти распределения товаров (к сожалению, это антимонопольное требование нарушается);
установление органами власти запретов на движение товаров между республиками и регионами. Это требование также почти повсеместно не соблюдается, демонстрируя правовой нигилизм власть предержащих на всех уровнях, не говоря уже об их экономической некомпетентности, позволяющей им вульгарно трактовать проблему защиты потребительского рынка.
Контроль за соблюдением антимонопольных требований призваны осуществлять прежде всего антимонопольные государственные комитеты. Они разрабатывают предложения о совершенствовании антимонопольного законодательства, осуществляют антимонопольные меры, в том числе взимают штрафы с нарушителей антимонопольных требований, а также формируют программы антимонопольных мероприятий. Но все это лишь потенциальные функции данных органов, которые крайне неудовлетворительно реализуются. По законодательству все субъекты хозяйствования и органы власти обязаны предоставлять им всю необходимую информацию, разумеется, при соблюдении коммерческой тайны. При этом данные органы обязаны следить за слияниями и другими преобразованиями фирм, так как эти реорганизации могут посягать на конкуренцию. Предприятия в свою очередь обязаны сообщать о подобных реорганизациях в антимонопольные комитеты, от которых по законодательству они должны получать предварительное согласие на слияния и поглощения, включая покупку паев и акций одним хозяйствующим
167
субъектом у другого. Если такого согласия на реорганизацию фирма не получит в установленный срок или ей будет направлен необоснованный отказ в этом, она вправе подать в суд на антимонопольный орган.
Антимонопольные комитеты обязаны информировать общественность о своей деятельности, публикуя соответствующие бюллетени. Наряду с ними контроль за соблюдением антимонопольных требований вправе осуществлять и общественные организации, в частности общества защиты потребителей. Последние в случае обнаружения нарушений в этой области обращаются с соответствующими апелляциями или в суд, или в антимонопольный комитет.
Однако вплоть до 1998 г. антимонопольные органы стран СНГ демонстрировали крайне неудовлетворительную деятельность, в результате чего установился усиленный поддержкой чиновничества ценовый диктат монополистов, поставляющих топливно-энергетические ресурсы, основные конструкционные материалы и предоставляющих услуги транспорта и связи общего пользования. Именно этот диктат стал одной из важнейших предпосылок подрыва платежеспособности хозяйствующих субъектов и населения, а соответственно всеобщего кризиса платежей, который парализовал экономику, создав искусственный кризис перепроизводства (превышение совокупного предложения над совокупным спросом). В значительной мере по этой причине в Украине ускоренно утверждается государственно-монополистический капитализм с господством финансовой олигархии, попирающей интересы большинства, в том числе в сфере распределения доходов.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы